Мама перестала меня бить, но у меня теперь селфхарм. В чем я виновата?

Вопрос психологу:
Я старшая дочь в многодетной семье. Вся ответственность за детей с самого детства лежала на мне. Я смотрела за своими сестрёнками с малых лет. Сначала мама работала но когда родилась 3 сестрёнка она стала домохозяйкой. Мы живем в частном доме и тут всегда много работы. В детстве когда я не слушалась маму она могла меня наказать или побить. Когда мне исполнилось 12 она перестала меня наказывать меня физически. Но зато я начала сама себе наносить физический вред через селфхарм. А начала я делать это из за того что мама постоянно говорила всем моим родственникам какая я плохая, что я ничего не делаю и какая я ужасная. Как только папа приходил домой она начина ему говорить ему про то какая я бездельница. Говорила что я ничего не делаю по дому, но на самом деле она просто не считала что я делаю за работу. Помыть посуду и прибраться в доме это не работа это моя обязанность, поэтому это не считается за то что я что то делала по дому. Она всегда приводила мне в пример детей своих подруг говоря то какие они хорошие а какая я плохая раз ничего не делаю. Она говорит моим 2 бабушкам что я ничего не делаю и не помогаю ей. Мы каждый день ругаемся с мамой, я не должна ей ничего говорить а просто должна слушать и молчать, потому что с родителями спорить нельзя ( это я цитирую слова самым папы). Ей не нравится как я одеваюсь, как я крашусь, что я рисую, что я вяжу и вообще все что я делаю. Ей не нравится как я обустроила и украсила свою комнату. Ей не нравится как я учусь. Ей не нравится что я трачу(мои) деньги на ерунду. Вот на днях я подарила ей очень дорогой подарок( я долго копила на него) она сказала что ей не важна цена этого подарка и чтобы лучше я подарила его бабушке, папа ей говорит : скажу уж ей спасибо она же старалась, но мама так и не сказала . Мне стало очень обидно и по моим щекам потекли слёзы. Это не в первый раз когда так происходит, что я ей дарю что то, а она говорит что ей это не нужно. Ещё у неё и у папы есть привычка вспоминать былые времена. Вот в наше время мы так не делали, мы слушалась родителей и не препирались как вы. Я много раз пыталась поговорить с мамой и донести что мне не приятно такое отношение, что мне не хватает внимания с ее стороны, то что я хочу с ней разговаривать и делится с ней своими переживаниями , но эти разговоры превращаются в лекции и нравоучения. Из за того что мне не хватает внимания я ищу его в парнях с которыми встречалась, в друзьях. Я не могу рассказать маме о чем то потому что, она сделает из этого нравоучение, я не подумаю от неё внимания, ласки, тепла и заботы . Она не обнимает меня и не целует хотя мне бы очень хотелось этого. Подскажите пожалуйста как мне донести до мамы что если собственная мать говорит плохо про своих детей, то другие не будут думать об этом ребёнке хорошее? Как наладить отношения с мамой? Что мне стоит делать в этой ситуации?
Автор вопроса: Анонимно Возраст: 18

На вопрос отвечает психолог Дьяченко Галина Викторовна.
Здравствуйте.
Ваш запрос: "Как наладить отношения с мамой? Что мне стоит делать в этой ситуации? В чём я виновата?".
Давайте разбираться в проблемах. И для начала определимся - психолог советов не дает (могу дать рекомендации и упражнения). Психолог помогает понять, что можно изменить в этой ситуации.
1. В Вашем конфликте есть две стороны и для того, чтобы помочь Вам, нужно услышать Вашу маму. И понять, почему она так поступает, почему она так думает и что мешает ей сейчас услышать свою дочь. И хочет ли она что-либо поменять.
Как наладить отношения с мамой? А Ваша мама хочет наладить отношения со своей старшей дочерью? Если ситуация именно такова, какой Вы её описали, то, возможно, Вам придется осознать, что стоит перестать гнаться за мамой. Возможно, Вы никогда не сможете получить её любовь, ласку, принятие, одобрение.
Что можно сделать в этой ситуации? Принять её такой, какая она есть. Осознать, что, Ваша мама не может дать Вам то, что Вы хотите получить от неё сейчас. Сможет ли она измениться? Не знаю. Сможете ли Вы измениться? Да. Для этого необходимо стать по-настоящему взрослой – сепарироваться, отделиться от матери. Найти специалиста, проработать свои психологические травмы, освободить себя от гнева, боли, обиды, и понять, как выстроить те отношения с матерью, которые устроят Вас и Вашу маму.
Есть одно упражнение: представьте, что Вы волшебным способом попадаете в роддом в тот момент, когда Вы уже родились и Вас положили на столик. Подойдите к столику, возьмите на руки кроху, загляните в глаза и подарите ей ту любовь, которая так необходима малышке. Покачайте её. Скажите те слова, которые Вы так хотите услышать. Станьте матерью самой себе. Положите малышку на столик и выйдите из роддома.
Представьте, что Вы рядом с той маленькой девочкой, которой Вы были в детстве. Мысленно обнимайте малышку, вытирайте слезы, дарите любовь и заботу. Вам два года... три... четыре....18 лет. Принцип понятен? Позвольте себе плакать, рыдать, отпуская свою боль и принимая собственную поддержку.
Да, мать с Вами поступала жестоко, она Вас била и унижала, оскорбляла и причиняла боль. Но сейчас у Вас есть Вы. Та, которая может любить себя и защищать.
Теперь давайте поработаем с Вашей обидой и гневом. Подготовьте черный пакет, много листов бумаги, ручку. И опишите на каждом листке ситуацию, когда мать причинила Вам боль. То есть, Вы пишите послание матери: «Ты ударила меня за то, что я....», «Ты унизила меня, сказав бабушке, что я....». Написали? Ощутили эмоцию гнева или обиды? Мелко порвите листок и выбросьте его в пакет. И берите следующий лист: обиды и гнева накопилось много и их надо выпустить. Пакет выбросьте. Или клочки бумаги сожгите.
2. С селфхармом (аутоагрессией) надо разбираться. И это тема нескольких сеансов. Я могу предположить, что проявления аутоагрессии, возможно, это Ваша попытка сохранить контроль. Когда Вам кажется, что Вы его теряете - а при постоянной критике со стороны матери и отсутствии родительской поддержки может показаться, что контроль потерян - остается единственная вещь, над которой, как Вам кажется, можно сохранить контроль, — это Ваше тело. По сути, проявление аутоагрессии, как психологической защиты, позволяет Вам на очень короткое время снять напряжение, сместить фокус с отсутствия возможности управления жизненной ситуацией. Либо это отчаянная и безнадежная попытка обратить внимание родителей на тот факт, что Вам очень плохо.
Для того, чтобы справиться с селфхармом, необходимо обратиться за помощью к специалисту, так как необходим личный контакт во время терапии. Решить эту проблему в одиночестве сложно, поэтому ищите психотерапевта.
Вам предстоит трудный путь к пониманию, принятию и поддержке самой себя. И Вы обязательно справитесь с решением этой задачи.
С уважением,
Дьяченко Галина Викторовна.