Я не могу встать, поесть, открыть шторы, умыться. С каждым днём мне становится только хуже.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. С каждым днём мне становится только хуже. Я не могу справиться с этим состоянием. Я постоянно ощущаю внутреннюю боль. Каждый мой одинокий день похож на предыдущий. Время от времени я пытаюсь взять себя в руки и даже заставляю заняться активностями. В последний раз ездила в парк на прогулку, немного порисовала и успела построить планы на ближайшее будущее, чтобы начать выбираться, но не прошло и нескольких дней, а я снова лежу в кровати без сил большую часть времени. Я не могу встать поесть, открыть шторы, умыться. Мне тяжело даже просто быть. Самое неприятное, что я у меня не получается уйти в сон и забыться. Сплю плохо, часто просыпаюсь, засыпаю по несколько часов с таблетками мелатонина. В голове всё чаще появляются мысли о собственной ненужности этому миру. От внутренней боли часто плачу. После слёз не чувствую облегчения. Если встаю поесть, то часто не могу осилить порцию. Справляюсь с едой набегами. Планирую помыть пол месяц, но безуспешно. Потеряла всех подруг и друзей. С родственниками отношения неплохие, но без глубины: я никогда с ними не делюсь своими переживаниями, потому что они не могут меня поддержать. В целом общение поверхностно, так как в прошлом были напряжённые отношения. Со своими переживаниями я остаюсь одна. Возможно, это не так плохо, потому что я никому не доставляю проблем, но всё чаще я чувствую невозможность противостоять своим мыслям. Часто думаю, если меня не будет, то ничего не изменится, ведь я не представляю никакой ценности. Иногда думаю, что было бы хорошо уснуть и не проснуться, чтобы не возвращаться к этим страданиям. Не хочу контактировать с людьми, потому что они обычно озабочены только собой и своей жизнью, как мои бывшие друзья, просить помощи и поддержки нельзя, так как у каждого свои проблемы, а жаловаться стыдно и унизительно, поэтому я держу в себе. В любом случае мне не с кем даже на отвлечённые темы поговорить, поэтому это просто странное дополнение к рассказу. Я думала обратиться за помощью, но это бесполезно, исходя из моего опыта. Пару лет назад мне поставили клиническую депрессию, но препараты не помогали, даже ухудшали симптомы и самочувствие в целом. После очередного подбора дозы я просто не пришла на приём, потому что не видела никакого смысла в этом. Выхода не вижу. Я даже не понимаю, какой ответ я ожидаю получить, но вдруг есть шанс за что-то ухватиться?
Автор вопроса: Ольга Возраст: 22

На вопрос отвечает психолог Кунтыш Юлия Олеговна.
Ольга, здравствуйте! Видно, что Вы в очень тяжелом состоянии. Примите поддержку и сочувствие. Депрессия — это мучительно. Жить в таком состоянии невыносимо, поэтому не удивительно, что возникает желание «уснуть и не проснуться»((
Депрессия — очень распространенное заболевание. С проблемами, похожими на Ваши, сталкивается большое количество людей. Негативное мышление — один из симптомов этого заболевания. Именно депрессия влияет на то, как Вы воспринимаете себя, свой жизненный опыт и свое будущее. Безнадежность — один из ключевых симптомов этого состояния.
Какие еще могут быть симптомы? Депрессия нарушает аппетит, сон, сексуальное влечение и лишает сил. Она также влияет на мотивацию и интерес к жизни. Самообвинение, самокритика в такие периоды значительно повышаются и еще больше ухудшают состояние.
Большинство людей, страдающих депрессией, смотрят на мир как будто через темные очки. Все выглядит мрачным и бесперспективным. Но важно помнить, что депрессия — это не Вы сами. Это не какая-то неизменная характеристика — вроде цвета глаз или роста. Это только состояние. А состояния переменчивы! Сейчас это сложно представить, но, если не сдаваться, то постепенно депрессия будет ослабевать и когда-нибудь Вы сможете от нее избавиться. И тогда вернуться радость жизни, хорошее самочувствие и работоспособность.
Если суицидальные мысли будут усиливаться, то можно обращаться на горячие линии. Есть различные телефоны доверия. Например, бесплатная кризисная линия доверия 8 800 333-44-34 (бесплатно по России).
Очень жаль, что препараты не помогли. Возможно, стоило поменять врача. Но фармтерапия в тяжелых случаях — это действенный способ довольно быстро (около 2-х недель) стабилизировать состояние. Иногда приходится до 5 раз менять схему и подбирать препараты, но это то, что может помочь облегчить состояние.
Вы пишите «я думала обратиться за помощью, но это бесполезно, исходя из моего опыта». Не поняла, работали Вы с психологом или речь идет об обращении к психиатру. Но работа с психологом в когнитивно-поведенческом подходе тоже могла бы быть очень помогающей.
Кроме того, депрессию могут провоцировать даже незначительные сбои в гормональном фоне. Поэтому я бы рекомендовала проконсультироваться с эндокринологом и гинекологом.
Мне здесь видится работа в нескольких направлениях, чтобы улучшить состояние, выбираться из депрессии. Поведенческая активация + когнитивное направление (работа с мыслями).
При депрессии сложно начать действовать. Вы пишите, что «время от времени я пытаюсь взять себя в руки и даже заставляю заняться активностями». Это верная тактика. Эффект будет не мгновенный, а накопительный. Откаты — это нормально. Отсутствие полезной деятельности усугубляет состояние, пассивное поведение приводит к еще большему ухудшению настроения((( Это миф, что стоит действовать только тогда, когда есть мотивация к действию. Но правда в том, что изменения к лучшему не происходят сами по себе(( Единственный путь хорошему самочувствию и достижению своих жизненных целей - действовать, выходить из зоны комфорта. Желая чего-то достичь, что-то изменить в жизни не получится делать только то, что хочется. Изменения, развитие невозможны без каких-то неприятных действий, доставляющих порой физический, эмоциональный или психологический дискомфорт. Поэтому я бы предложила следовать "практике маленьких шагов". Когда нет сил, надо набраться терпения. Например, не надо на день ставить грандиозных задач. Когда они не реализуются, то это только добавит чувство вины и грусти! Что-то очень простое и реалистичное: открыть шторы, умыться, прочитать 5 страниц, приготовить завтрак, сделать зарядку на 10 минут.... Хотя бы что-то одно за день. Количество всегда перерастает в качество. Маленькие шаги, но каждый день приводят к большим переменам. Постепенно Вы заметите, как само действие создает мотивацию. Это не сразу произойдет. Проявите к себе терпение и сочувствие.
Что касается когнитивного направления, то это про то, что наше состояние очень зависит от наших мыслей. В депрессивные периоды это особенно важно. В таком состоянии восприятие сужается, становится выборочным. Мы фокусируемся на проблемах, негативе и хорошее перестаем замечать. Но это навык - обращать внимание на приятные моменты, - который можно выработать. Зачем он нужен? Чтобы немного перестроить нейронные связи в мозге, перекроить наше состояние изнутри)) Обратите внимание, что это не про то, что нужно делать вид, что все хорошо. А про то, что даже в самые сложные периоды все равно происходит что-то приятное. Важно обращать внимания на это. Вкусный чай, хорошая погода, хорошо пообщались с друзьями..…
Ольга, если обобщить то, что я говорила выше, то план лечения может быть примерно такой:
1. Обратиться все же ко врачу
2. Начать действовать с маленьких шагов, но регулярных. Просто брать и делать. Даже если не хочется.
3. Менять фокус внимания. Сейчас происходит фокусировка на негативе и обесценивается позитив. Важно поменять - фокусироваться на позитиве и обесценивать негатив.
4. Физические упражнения влияют и на наше психоэмоциональное состояние. Это может быть зарядка, прогулка, цога. 20 минут в день. Но каждый день!
5. Можно почитать дополнительную литература на тему депрессии и тревоги. Очень рекомендую книги Роберта Лихи "Победи депрессию..", “Восходящая спираль” Алекса Корба.
Ольга, у Вас сейчас сложный период( Очень хотелось как-то помочь и поддержать Вас. Надеюсь, что в моем ответе нашили что-то полезное для себя)) Всего Вам наилучшего! Берегите себя!
С уважением, практикующий психолог, КПТ-терапевт Юлия Кунтыш
Если Вам надоело справляться в одиночку, давайте справляться вместе! Приглашаю на консультацию. Запись через WatsApp, Telegram +7 921 993-16-39.