Проживаю жизнь впустую, теряется смысл жить.

Вопрос психологу:
У меня эта проблема уже около 2-3 лет. Постоянные качели в голове. В колледже все прекрасно, общаюсь с друзьями, нормально учусь на парах, но временами, а особенно ночью, начинаю заниматься самокопанием. Резко пропадает настроение, начинаю себя накручивать. Я пытался найти себе хобби, чтобы отвлечься от однообразно рутины, но ничего не интересует. А если и интересует, то после нескольких попыток я бросаю дело. Весь 2023 я задумываюсь, что мне делать по окончанию учёбы. У меня нет представления своего будущего. Пока я общаюсь с друзьями, хожу на пары, у меня получается забивать голову другими делами. Но стоит ненадолго остаться наедине с собой, как сразу проявляется апатичность. Хотелось бы сказать, что я какой-нибудь экстраверт, нуждающихся в постоянном общении, но я считаю, что это не так. Иногда хочется просто дать эмоциям выйти наружу, выплакаться, но я не могу никак это сделать. Просто провожу бессонные ночи за самокопанием, рассуждениями, самокритикой. Заранее спасибо за ваши ответы.
Автор вопроса: Тимофей Возраст: 18

На вопрос отвечает психолог Несмиян Ирина Юрьевна.
Здравствуйте, Тимофей.
Благодарю вас за вопрос.
Хочу сказать, что вы можете собой гордиться, ведь вы задумываетесь о своем будущем уже сейчас и это замечательно.
Эмоциональные качели около 2-3 лет, сразу хочется задать вопрос.
Было ли, какое-либо значимое событие для вас 2-3 года назад, после которого начались эмоциональные качели? Порассуждайте на этот вопрос для себя. Связано ли это как-то с периодом окончания школы и поступлением в колледж? Это очень важный этап взросления, когда от человека требуется принятия решения о будущей профессии, которая возможно будет определяющим фактором для всей будущей жизни. И принятия решения о выборе учебного заведения, где будет получено образование, для многих профессий это является важным критерием, где именно получили образование у каких профессоров и учителей. В связи с этим хочу задать вопросы для самостоятельного рассуждения.
Являлись ли вы инициатором выбора профессии или вам кто-то помогал в ней определиться, возможно даже настаивал на каком-то варианте выбора очень логически обосновав выбор?
И по итогу сейчас уже учась по выбранной профессии, что вы о ней думаете, нравиться ли вам она и нравится ли вам тот человек, которым вы станете после получения этой профессии?
Вы написали что, у вас нет представления своего будущего. Да, это действительно очень важно для человека, это один из наших якорей на которые мы своего рода можем опереться и не переживать о будущем, но периодически возвращаясь к этому вопросу и сверяя свои координаты. Когда нет представления о будущем, это как идти по незнакомому городу без карты, да еще и весь город в тумане. Предлагаю вам взять в руки карту своего внутреннего мира. В этом помогут следующие упражнения:
1. Включите диктофон и закройте глаза. Представьте свое идеальное будущее через 10 лет. Осмотрите все вокруг достаточно детально, какой вы хотите видеть свою жизнь через 10 лет. Где вы хотите работать? Какую работу выполняете? Какая у вас профессиональная сфера в работе? Какие люди вас окружают? Чем занимаетесь после работы? Какие у вас есть отношения или может семья? Как вы любите проводить свободное время?
2. Закройте глаза и представьте свой счастливый идеальный день который может произойти с вами еще до окончания 2023 года. Когда вы весь день можете заниматься только тем что вам приносит радость и счастье. Что будете делать утром, затем днем, затем вечером? Что будете есть на завтрак, на обед, на ужин? Куда поедите или пойдете? Будет весь день один или с кем то, кто будет этот человек ? О чем хотите в этот день разговаривать, какая тема?
3. Напишите список 5 пунктов того о чем мечтаете в жизни.
Напишите список 5 пунктов о чем желаете на ближайший год.
Напишите список 5 пунктов, что для вас важно и чего хотелось бы сделать в ближайший месяц.
Теперь подумайте какие микро шаги вы можете предпринять уже сегодня для достижения желаемого будущего.
Продолжая тему эмоциональных качелей хочу заострить ваше внимание на сравнение себя. Сравнение себя с другими, часто выводит нас из состояния равновесия.
И наблюдая за приятелем, за соседом, за сыном маминой подруги или успешным успехом блогеров в интернете это может тоже сказываться на самооценке и приводить к мыслям я уже все упустил и ни чего не добился или к самокопанию. Но нужно всегда помнить о том, что у нас у каждого свой путь, свои возможности. В интернете мы видим лишь красивую картинку смонтированного успеха, но что на самом деле происходит за кадром, нам правду никто и никогда не расскажет. Поэтому, внимательнее относитесь ко всей информации которую через свое сознание пропускаете. Все это очень влияет на ваше самокопание. Сравнение себя допустимо только с собой в прошлом.
Вашим эмоциям нужно помочь выйти из вас, в этом вам поможет упражнение письмо печали. Напишите в нем рукой всё, что вас тревожит, печалит, расстраивает, может есть обида на кого то, все это подробно опишите, все о чем хочется поплакать переложите это из головы на бумагу.
После письмо порвать на мелкие кусочки и выбросить. Если через время снова почувствуете что накопилось эмоций, снова пишите письмо печали.
Также эмоциям поможет выйти спорт, введите его себе на регулярной основе. Спорт может быть любым главное, чтобы вы могли заниматься им регулярно.
Еще хочу порекомендовать вам упражнение Дневник достижений.
Заведите блокнот или тетрадь где запишите все свои достижения начиная с рождения.
1 Я родился!
2. Я научился сидеть, ходить, говорить….и т д
и заполните его до сегодняшнего дня, указывая в нем все ваши победы и успехи да же мелкие, но которыми вы сами годитесь.
Далее заполняйте регулярно или каждый день или каждую неделю или месяц, отвечая на вопрос В чем я молодец? За что собой горжусь?
Отнеситесь к себе любя, ведь всегда можно найти то за, что себя похвалить.
Все это, поможет стабилизировать эмоциональные качели и понять свои сильные стороны. Поймете, что вам в жизни интересно, сможете понять и увидеть чего хотите в будущем. Все упражнения очень действенные, прошу отнестись к ним во всей серьезностью. Запланируйте для них свое время на ближайшую неделю, подумайте и решите когда вы сможете их выполнить.
Желаю вам удачи! У вас всё получиться!
Всегда буду рада ответить на ваши вопросы.
С пожеланиями душевной гармонии,
психолог Ирина Несмиян.