Как противостоять стрессовым ситуациям?

Вопрос психологу:
Как не дать любой стрессовой ситуации повлиять на свое самочувствие и состояние стабильности? Как минимизировать влияние на свое психологическое состояние?
Я-человек мнительно-тревожного характера, болею ОКР, в детстве получила травму страха смерти( бабушка в возрасте 5 лет испугала посещением кладбища), очень сильно выбивают из нормального ритма жизни стрессовые ситуации, связанные с манипуляциями родственников(мамы, сестры), трудно восстановить психологический баланс после этого. Много читаю литературы по психологии, справилась со страхами смерти, навязчивостями. Понимаю, что главный помощник себе-это я, изменение своего мышления. Но иногда, стрессовые ситуации настолько выматывают, что наступает депрессия, возникает неуверенность, страхи возвращаются, трудно восстановить психологическое состояние и равновесие, начинаются панические атаки, ощущение беспомощности, чувство вины и потеря своей значимости, правильное взрослое восприятие ситуаций, мышление маленького беззащитного ребенка.
Как быть стабильным в восприятии различных стрессовых ситуаций по жизни? Спасибо!
Автор вопроса: Ольга Возраст: 53

На вопрос отвечает психолог Алферова Маргарита Олеговна.
Уважаемая Ольга, здравствуйте!
Благодарю Вас за вопрос и обращение.
Ольга, подскажите, а диагнозы Вы сами себе поставили?
Вы молодец, что постоянно работаете над собой, что изучаете психологию. НО! Очень важно не только освоить теорию, но и применять эти знания на практике. И применять их относительно себя, менять исключительно себя.
Давно известно, что с одними и теми же мыслями, действиями и чувствами будут одни и теже результаты. Ситуация будет повторятся, это как бег по кругу. Важно менять свое сознание, важно менять свои мысли и свои привычки. А это не так легко. Вы всю жизнь жили с одними установками, которые и привели Вас к тому, что есть. Быстро нельзя ничего изменить и самой измениться. НО! Важно продолжать. Важно постоянно рефлексировать. В этом помогает ведение дневника. Важно отслеживать какие именно мысли привели к определенным чувствам. А отсюда уже и депрессия. Не другие люди провоцируют грусть, а Ваше отношение к этому, Ваши мысли по поводу этого. И часто это бессознательно. Первое, что необходимо, это перевести все в осознанный план. То, что Вы периодически будете возвращаться на старые рельсы, это нормально. Это сила привычки. Не ругайте себя за это. Говорите себе, что это опыт и это хорошо. Отрефлексировать, сделать выводы и пофантазировать, а как можно было бы по другому. Пережить новый опыт,пусть даже и в мыслях, в воображении. Принять решение, что в будущем будет так. И не беда, что это настанет не с первой попытки. Это нормально. Пусть это уже будет не бег по кругу, а бег по спирали. Что очень важно, так это хвалить себя, когда Вы поступите уже по другому, когда справитесь с мыслями, когда отследите мысли.
Помните, что начинается с мыслей. А управлять мыслями в Ваших силах. Вы управляете ими , а не они Вами.
Вы сами пишите, что мнительны. Так найдите то, что будет отвлекать Вас от тревожных мыслей: медитации, спорт, рукоделие, чтение, просмотр фильмов и т.д.
У меня на этом сайте есть статьи, в т.ч. как научиться жить счастливо. Важно применять упражнения, а не просто читать про них. Знать и применять это очень разные вещи.
Противостоять манипуляциям можно, особенно если Вы знаете про них, понимаете. Если вспомнить книгу Э.Берна (игры в которые играют люди ), то часто манипуляции это определенные игры , в которые любят играть определенные категории людей. Как выиграть - не играть, не вступать в игру, потому что это чужая игра. Если вспомнить позиции: родитель, ребенок и взрослый, то самая зрелая позиция это позиция взрослого. Важно оставаться на ней, зная свои слабые стороны, свои "крючки" и "кнопки". Осознанность здесь сильно поможет. А еще в помощь принятие себя!!! Панические атаки часто возникают, когда чувства подавлены. Может какие то чувства Вы не хотите принимать? Насколько Вы сами критичны к себе?
Почитайте про треугольник Карпмана.
Если Вы сами понимаете, что проблема именно в чувстве вины и потере значимости, то в первую очередь работайте с этим. И начинать прощение всегда надо с себя. Затем простите окружающих. Заведите дневник успеха и перечитывайте в минуты грусти, оставьте для себя подсказки, мотивирующие записки, записки поддержки. Вспомните, что по жизни Вас радовало, что мотивировало? даже из детства вспомните ситуации. Используйте это как ресурс для себя.
Важно развивать у себя жизнестойкость.
Не всё в жизни можно контролировать. Нужно разбираться в том, что зависит от вас прямо сейчас. Может прям задавать себе такой вопрос. И если это не зависит от Вас, то зачем тратить на это силы? И Вы не Брюс всемогущий. это тоже важно помнить. Важно отслеживать ложное всеобщее чувство ответственности за все и за всех.
В трудные моменты важно общаться с близкими людьми, с подругами, друзьями, делиться переживаниями и просить совета. Вы не одна!
Пережить проблему легче, если воспринимать её как опыт. Учитесь воспринимать неудачи как возможности для обучения и приобретения опыта, это закалка, это полезные уроки. Проанализируйте, что именно вы сделали не так, и определите стратегии на будущее, как вы будете поступать в дальнейшем.
Смена взгляда на ситуацию помогает лучше справляться со стрессом.
Помните, что у Вас всегда остаетесь Вы сами. Вы любимы. И Вы вместе с собой всегда и со всем справитесь.
Вы - молодец! Вы все делаете правильно! Продолжайте!
Я верю в Вас.
Я желаю Вам успеха и счастья, а главное равновесия.
Важно развивать у себя критическое мышление.
Важно заботиться о себе, в т.ч. баловать себя, награждать себя, хвалить себя. Занимайтесь деятельностью, которая приносит вам радость. Учитесь находить и ценить хорошее, приятное.