Мне 24, никогда не было отношений. Как стать желанной?

Вопрос психологу:
Здравствуйте, мне почти 24, очень стыдно что никогда не было отношений, даже за руку не держалась. Никто никогда не обращал на меня внимания ни в институте, ни на работе, ни в школе, ни в тренажёрке, ни на курсах. Я меняла хобби, я корректировала внешность и меняла имидж. Но где бы я ни была, всегда оказываюсь лишним человеком. Мне очень стыдно, ещё в 20 лет подруги начали надо мной посмеиваться, я начала врать и запуталась в именах своих выдуманных кавалеров. Когда меня спрашивают о личной жизни я начинаю придумывать всякие истории, я уже не помню о чём говорила, я делаю на людях счастливый вид, но в глубине души мне ничего не хочется. Меня бесит моя бумажная работа, меня раздражает институт, я даже на выходные нашла подработку, всё- равно личной жизни нет, зачем мне вообще выходные. У всех отношения лет с 14, кому теперь старая дева нужна, уж если у меня не получается кого-нибудь завлечь то и удержать не получится. Ну неужели я настолько плоха или страшна, что не заслуживаю, чтобы меня любили?
Автор вопроса: Арина Возраст: 24

На вопрос отвечает психолог Радионова Ольга Александровна.
Арина, здравствуйте.
Прочитала Ваше письмо и почувствовало Ваше одиночество и отчаяние. Первое, что хочется в таких случаях сказать, что, конечно, не отчаивайся, ты молода, ты имеешь право на личную жизнь и чувствовать себя счастливой. Особенно мне запали Ваши слова о том, что “в глубине души Вам ничего не хочется и зачем выходные - если нет личной жизни”. Это мои ощущения, теперь давайте разбираться.
Арина, насколько я понимаю, Вы чувствуете так себя давно, скажите, а что именно произошло сейчас, в настоящий момент, что Вы решили написать письмо?
Арина, когда Вы написали фразу , что на Вас никто никогда не обращал внимания, у меня возник вопрос, а какие отношения у Вас с родителями? Они на Вас обращали внимание? Вы чувствовали себя нужной им? Какие у них отношения между собой?
Арина, Вы учитесь, работаете, корректируете свою внешность, Вы проявляете активность, а внутри чувствуете, что все это ненастоящее, не то, что нужно, Вам знакомо чувство пустоты внутри?
Еще я обратила внимание на Ваш стыд, который Вы упоминаете в тексте два раза. Стыдно, что не было отношений и за то, что врали подругам про них. Такое ощущение, что Вы должны кому-то соответствовать и, если не соответствуете , то стыдно. Были ли ли у Вас такие подруги, с которыми не нужно притворяться и врать? Если сказать правду, то страшно, что они отвергнут?
У Вас есть фраза в письме, что неужели я так страшна или плоха, что не заслуживаю любви. Мне кажется - это основа для понимания того, почему Вы так чувствуете себя одиноко. Возможно, чувства плохости себя и недостойной любви - не дают Вам чувствовать себя желанной и поэтому Вы не можете выстроить отношения с мужчинами. Для молодых людей - Вы как бы невидимы из-за этих внутренних установок, которые нужно разобрать из Вашего детства, осознать и проработать.
Для того, чтобы выявить негативные установки из детства я предлагаю Вам выполнить следующее упражнение:
Возьмите лист бумаги, попробуйте нарисовать себя маленькой. Справа и слева от силуэта напишите мама и папа. (или тех, кто Вас вырастил).
Нужно представить ситуацию, которую Вы пережили ребенком с мамой (или папой) и которая показалась неприятной. В тот момент Вы чувствовали, возможно, себя обиженной, униженной или ненужной.
Подберите для этой ситуации ключевые слова. Какой была твоя мама? Тоже можно написать и про папу или того близкого человека, которого указали рядом с головой ребенка.
Запишите те отрицательные качества, которые тогда были у родителей именно в той ситуации. Например, холодная, вредная, боязливая, грубая и т.д.
Подумайте, какая у Вас была в семье роль? Например, дети чувствуют родительскую задачу вести себя так, чтобы родители могли ими гордиться. Или являлись посредником между мамой и папой. Возможно, Вы чувствовали, что должны были быть подружкой для мамы или сделать жизнь родителей счастливыми.
Рядом с родителями запишите те слова, которые были обращены к Вам в тот момент. Например: “Ты такая же, как отец…”, “Это ты виноват, что я несчастлив, “Посмотри, какая девочка (имя) прилежная, а ты?....” Из тебя ничего путного не получится”.
Над головой ребенка нарисуйте соединительную линию между людьми (мама и папа) и напишите над ней, какие сложности были в отношениях.
После этого, попробуйте вжиться в эту ситуацию, когда родители вели себя определенным образом. Теперь можно выявить подсознательные убеждения в форме негативных установок.
Зачастую дети относят поведение родителей на свой счет, если родитель в плохом настроении, то ребенок чувствует, что он обуза, берет на себя ответственность за их настроение, поэтому и развиваются эти негативные установки. Например, “Я недостаточно хорошо”, “Я не заслуживаю любви” ”Я плохой” и т.д.
Установки, которые Вы обнаружите, нужно записать в живот нарисованного ребенка. Вот они лежат в основе жизненных проблем. Они являются вредоносной программой, которую нужно изменить. (из книги Стефани Шталь “Ребенок в тебе должен обрести дом. Вернуться в детство, чтобы исправить взрослые ошибки”).
Арина, я рекомендую прочитать Вам эту книгу (Стефани Шталь “Ребенок в тебе должен обрести дом. Вернуться в детство, чтобы исправить взрослые ошибки”), чтобы понять, почему Вы себя чувствуете лишней и одинокой. Там есть продолжение, что дальше с этим делать.
Арина, Вы меняете внешность и имидж, скажите, Вы сейчас самой себе нравитесь? Вам приятно смотреть на себя в зеркало, Вы улыбаетесь себе? Какая Вы, если бы Вас попросили рассказать о себе за 3 минуты? Как бы смогли лучше относиться к самой себе? Например, зачем нагружать себя работой и в выходные, если можно попробовать выходить куда-то одной: в театры, кафе, прогулки, клубы, путешествия и т.д. Если даже нет рядом молодого человека - Вы все равно цельная личность, которая имеет право быть счастливой. Похоже, что у Вас есть как раз противоположная установка, что без молодого человека - Вы как не цельная личность, которой в выходные нельзя отдыхать, раз одна.
Еще вопрос про молодых людей, Вы знаете , какие молодые люди Вам нравятся, с кем бы Вы хотели построить отношения? Какого бы молодого человека Вы выбрали, с какими качествами?
Арина, еще я хочу Вам порекомендовать видеть в себе хорошие качества, научиться себя ценить. Для этого, начните вести дневник ценности себя и старайтесь в нем записывать каждый свой день, но не просто описывать факты, а придавать ценность тому, что сегодня было, что Вы сегодня молодец, учитесь хвалить себя за каждую мелочь, не обесценивайте себя, ведь на самом деле Вы у себя самое дорогое, что есть.
Арина, можно стать желанной и любимой, но нужно начать с интереса к самой себе, не обесценивать себя, принимая в себе как положительные стороны, так и отрицательные. Так, постепенно, формируется уверенность в себе, чувство цельности себя, заполненности и достойности.
Арина, если будет возможность и желание разобраться в себе и проработать, то обращайтесь.
Я желаю Вам чувствовать себя ценной и достойной любви!
С Уважением, Радионова Ольга.