Сын первоклассник плачет в школе и отказывается туда ходить.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, сын старший ходит в первый класс. В школе ему всегда нравилось. Неделю назад сказал не может ходить в школу, говорит ему там плохо. Дома остаётся всё хорошо, ничего не болит. Заставляла идти в школу. Он там плачет и учительница звонит мне чтобы забрала сына, т.к. ему плохо. Стал говорить, если будет ходить в школу, убьет себя. На вопросы что случилось, говорит не знаю но мне там плохо. Две недели назад, после школьного завтрака у него расстроился желудок и он обкакался в школе. Но из одноклассников никто не заметил и не дразнит. И после этого случая он ещё ходил в школу. Сейчас неделю в школу не ходим. Уроки и домашнее задание выполняет с удовольствием и просит меня брать задания или обмениваться тетрадями с учителем. Но в школу говорит ходить не будет никогда. Теперь у него часто плохое настроение. То что раньше радовало, теперь не радует. Сегодня стал говорить что он бесполезный и никому не нужен. Помогите пожалуйста, что делать. Я с ним и по хорошему разговаривала и по плохому, ничего не получается у меня. Я делаю ему очень много замечаний дома, но справедливых. Трачу очень много сил и энергии на эти замечания, а он не запоминает их и на следующий день те же самые замечания приходится делать. Чаще всего к вечеру он начинает баловаться и я не выдерживаю и кричу на него. Понимаю что так нельзя, но не могу себя сдержать и не могу понять почему он не запоминает мои замечания по поводу его поведения. Приходится каждый день по несколько раз одно и тоже ему повторять.
Автор вопроса: Светлана Возраст: 32

На вопрос отвечает психолог Чинючина Алина Равилевна.
Здравствуйте, Светлана.
Ситуация у вас действительно сложная, но не невозможная. Однако не совсем понятен ваш вопрос. Что именно вы хотите?
Вы хотите понять, что происходит с сыном? Или хотите узнать, как ему помочь? Или хотите понять, почему он не реагирует на ваши замечания? Или что-то еще? Из описания не очень понятно, какого рода помощь нужна вам.
Очевидно, что с ребенком что-то случилось в школе. Что-то запредельно страшное для него – если он стал говорить, что бесполезный и никому не нужен. О причинах мы можем только догадываться. Возможно, это ссора с кем-то в классе. Возможно, кто-то из одноклассников заметил, что с ним случилось 2 недели назад, все-таки увидел и теперь дразнит, или того хуже – история стала всеобщим достоянием, и все от него отвернулись. Дети – жестоки, особенно в этом возрасте. То, что для взрослого может показаться пустяком, для ребенка превращается в трагедию. Возможно, произошел конфликт с учительницей (неизвестно по какому поводу, учебному или нет). Возможно, травля кем-то из старших. Либо он так сильно переживает из-за того, что вообще в принципе обкакался в школе (он уже достаточно большой, чтобы чувствовать, что это ужасно стыдно, но еще не такой взрослый, чтобы отнестись к этому как к житейской неприятности), из-за своего конфуза как такового, даже если никто не узнал. Это и взрослому-то будет тяжело, а уж малышу тем более. Неизвестно, в общем.
Поэтому ребенок пребывает в сильном (возможно, запредельном) напряжении, стрессе. Просто так, ни с чего поведение его и настроение не может меняться так резко и так надолго. И его психика тратит силы на то, чтобы выжить в этом напряжении. И на всякие «мелочи» вроде ваших замечаний реагировать уже не может, сил не остается. А тут еще вы кричите на него за это. Конечно же, он вас не слышит – у него сил на это нет. И балуется к вечеру поэтому же – не выдерживает психика, напряжение сбрасывается шумом и криком, это часто бывает у детей.
Представьте себе, что на вас свалился тяжеленный груз, килограммов 50 или 60. Вам нужно его нести на плечах. А кто-то рядом постоянно (!) твердит что-то вроде «не сутулься, сколько тебе повторять», «почему шляпу не надела», «иди быстро ужинай» или еще что. Какой будет ваша реакция? Вот и с ребенком происходит то же самое, только не физический это груз, а моральный. Тут не злиться надо, а понять в первую очередь, что же случилось и как помочь. Иначе дело может кончиться уже нервным срывом или болезнью (вероятнее всего, головными болями или болями в животе, причем, реальными). Или… если он говорит, что никому не нужен – самым страшным: суицидом.
Что можно сделать?
1. Поговорить с ребенком. Не на бегу и в спокойном настроении, не торопясь никуда и без нотаций, не ругаясь, а именно поговорить. Может, вечером перед сном, может, просто выбрать время. С вероятностью, он сразу не откроется. Поэтому есть два варианта: или расспрашивать прямо, или вывести разговор, начав его, например, с чтения книжки на похожую тему или рассказывания сказки (сочините сами или найдите в интернете). Жил-был герой, который сначала был веселый и со всеми дружил, а потом стал грустный, и никто не понял, почему, и только одна волшебница… и так далее. А после прочтения обсудите ее. «Как ты думаешь, почему герой молчал и никому не рассказывал? Как ты думаешь, что случилось с героем? Как ты думаешь, что ему помогло справиться? А кто ему мог помочь из близких? А у тебя случалось похожее?» - и дальше уже разговор можно вывести на то, почему плохо ребенку и как ему помочь. Можно начать с рассказывания истории из своего детства – вот была у вас неприятность, но вы справились… а потом перевести разговор на сына. Можно поиграть, первоклассники еще часто играют в игрушки. Слепить, например, из пластилина человечков, разыграть с ними сценку в школе или волшебную историю… короче говоря, включить свою фантазию. Это может потребовать терпения и времени, но – оно того стоит, правда?
2. Параллельно с этим поговорить в школе с учительницей и с школьным психологом (если он есть). Обрисовать ситуацию и расспросить, не замечали ли они чего-нибудь. Даже если учительница будет все отрицать, по ее реакции можно будет догадаться, скрывает ли она что-то или нет. Психолог даже больше сможет помочь, потому что за первыми классами обычно следят весь год, смотрят, как привыкли дети к школе. А тут еще ситуация такая, нехарактерная для мальчика… психолог обязан принять участие.
3. Как можно чаще, больше и тверже говорить сыну, что он вам нужен, вы его любите. Побольше, много раз в день. Обнимать. Проводить время вместе (благо, вроде бы карантин объявили, не знаю, как у вас, но многие регионы и страны сейчас вынуждены сидеть по домам) в общих занятиях (любых, необязательно играть, можно делать что-то по дому вместе). Попросите, например, его помочь в чем-то домашнем, а потом обязательно скажите – спасибо, милый, что бы я делала, если бы не ты!
4. Если у вас младший ребенок маленький и занимает все время, выделите возможность хотя бы 15-20 минут в день уделять внимание лично и только старшему. Чтобы это было его собственное мамино время и внимание! Старшим детям этого очень часто не хватает.
5. Сократите замечания до минимума. Не дергайте его по разным пустякам, может быть, без каких-то обязательств вы сейчас сможете обойтись. Бог с ней, с аккуратно заправленной постелью (например) или помытой за собой ложкой, душевное его состояние сейчас (пока!) важнее.
6. Если в школе нет психолога, найдите возможность сходить с ним к любому психологу в городе (детскому, конечно). Или хотя бы онлайн, пока ситуация карантинная (хотя многие не работают с детьми онлайн, но все-таки). Вероятнее всего, разговор будет происходить только с вами, но если нужен будет и ребенок - мальчик уже достаточно большой, чтобы суметь поговорить по скайпу.
7. Порисуйте с ним вместе или полепите из пластилина – то, что он хочет. Приглядитесь к тому, что рисует ребенок, к цветам, которые он использует. Если это что-то агрессивное, дайте ему возможность это сделать, а потом предложите дорисовать рисунок более мягким и светлым, спокойным цветом. Пусть даже это будут абстрактные узоры (так еще лучше).
Пока – так.
Я понимаю, что, возможно, мои слова вызовут у вас или гнев, или чувство вины, что проглядели и не увидели. Вы не виноваты, поверьте! Вы хотите, как лучше, но, наверное, не знаете, как. Но все-таки постарайтесь не отмахнуться от моих рекомендаций, а прислушаться к ним.
Удачи вам! И сил ребенку!