Как реагировать, когда ребёнок хочет жить у бабушки?

Вопрос психологу:
Добрый день, очень нужен снова совет. Пару дней назад столкнулась впервые с неприятной и новой для себя ситуацией - дочка (2,5 года) была у бабушки вместе с мужем с обеда до вечера (5 часов), пока я работала. Так бывает максимум 1-2 раза в неделю. Со слов мужа, там конечно было безграничное веселье и тд. Я позвонила, сказала, что свободна и жду их дома, дочка с удовольствием поехала домой. Зашла, обняла меня и сказала, что хочет жить и спать у бабули, поцеловала меня, сказала пока и начала просить папу отвезти её обратно. Мы с мужем пол часа пытались её уговорить, завлечь чем то, объяснить, что есть свой дом и что значит ходить в гости. Потом оба психанули, поставили её перед фактом - раздевайся, твой дом здесь! И заперли дверь на верхний замок, чтобы дочь не смогла выйти . Я ушла рыдать от обиды в другую комнату, муж ходил кругами по квартире пристыжая дочь за то, что обидела маму, а дочь вся одетая и обутая в истерике билась в закрытую дверь, требуя её выпустить. минут через 15 истерики, муж поставил ей ультиматум, что месяц она не получит конфет, если не разденется, пока он считает до 10. Она отчаянно в слезах начала раздеваться, села смотреть мультики, мы с мужем в другой комнате ещё молча пол часа сидели. Потом она как ни в чем не бывало прибежала к нам - обнимашки, целовашки и тд. Я пыталась с ней поговорить, что случилось, но она как будто поцелуями рот мне затыкала. Чувствую, что мы как то неверно отреагировали, но не пойму, что не так сделали. Или нормальная наша реакция? Родители и сестра мне говорят, что нужно было сразу открыть дверь, вытолкнуть её и запереть изнутри, чтоб в след раз думала, прежде чем место жительства менять. не кажется мне это правильным, я так наверное не смогу. Завтра снова работаю, боюсь повторения ситуации и не знаю, как реагировать, если все повториться. или совсем пусть у нас сидят, пока я работаю и к бабушке домой не ходят? Хотя мне кажется, что это тоже не очень верно - дочери там хорошо, свекровь счастлива (она очень внучку любит, все свои действия с ребёнком сначала спрашивает у меня, про меня дочери очень хорошо говорит - то есть точно не настраивает против меня) , и мне очень удобно (последний пункт не принципиально - я могу перестроить свои удобства, если это моим отношениям с ребёнком нужно). Помогите, пожалуйста!
Автор вопроса: Ольга Возраст: 31

На вопрос отвечает психолог Ширяева Вера Васильевна.
Ольга, здравствуйте.
Бывает, что ребенок хочет остаться у бабушки. Это нормально, и случается очень часто, особенно в таком возрасте. Иногда он заявляет об этом в форме ультиматума. Кризис 2,5 - 3,5 лет всегда предполагает и резкие изменения, и колебание настроения, а еще формирование личных границ и их отстаивание.
В возрасте до пяти лет ребенок не умеет удерживать в фокусе чувств более одного человека. Это помогает ему быстрее адаптироваться к ситуации. В тот момент, когда ребенок рядом с бабушкой, а мама на работе, любовь и привязанность ситуативно сильнее к тому, кто ближе. К тому же, ребенку трудно переключиться сразу с обстановки праздника и безграничного веселья на будничность домашней обстановки.
Ваша дочка с удовольствием приехала домой, обняла и поцеловала маму, убедилась, что все в порядке, все на месте, а теперь, в ее логике, праздник может и должен продолжаться.
Вам с мужем надо учиться правильно размещать чувства.
Вот Вы увидели дочку, она Вас обняла. Скорее всего вы ощутили радость, любовь, нежность. Скажите ей об этом. Она тоже что-то чувствовала в этот момент. Спросите и назовите ее чувства и присоединится к ним (тогда ей станет спокойно — мама меня понимает). Вот она стала собираться обратно. Скорее всего Вы почувствовали обиду, ревность, может, страх или усталость. И об этом надо было ей сказать, ровно в 2,5 словах (по числу лет, потому что дети могут осознанно воспринять только столько слов, сколько им лет). Она еще не может вместить всю эту информацию про дом и про гостей, она только чувствует, что мама расстроена, что все плохо. Но она не понимает, почему родителям так плохо, если ей так хорошо. Вот есть радость, она может продолжаться, но мама и папа почему-то не хотят, чтобы радость продолжалась! Это так обидно! Ну ладно, нет, так нет. И она естественным образом переключилась.
Никогда не выталкивайте и не запирайте ребенка. Иначе Вы нанесете ей серьезную психическую травму, вытолкните из своей жизни, а она с возрастом запрется от Вас навсегда.
Исключите любое насилие над ребенком. Обозначайте для нее четкие, понятные, простые границы — так можно, а так нельзя. Будьте всегда последовательны. Делайте это спокойно и так, чтобы она чувствовала, что Вы ее любите, даже когда строги с ней. И обязательно сочувствуйте ей (да, ужасно не хочется это делать, но надо, в двух словах объясните почему).
Объективно оцените ситуацию дома (может есть напряжение).
Попробуйте сгладить разницу между «праздником» у бабушки и «буднями» в вашем доме. Пусть она приносит маленькую частичку этого праздника домой (шарик, книжку, игрушку...)
Рассказывайте, как Вы дома ее ждете и любите, как скучаете и как расстроитесь, если она не еще долго не вернется домой.
А к бабушке в гости пусть ходит, конечно))) Может быть бабушка иногда к Вам домой будет приходить поиграть с малышкой?
Конечно, ребенок должен понимать, что существует непоколебимый авторитет — родители, которые заботятся о нем и оберегают. Их нужно слушаться. Но понимание это надо взрастить. Пусть она сама придет к осознанию, что ее дом — это надежная защита и безусловное принятие, а дом бабушки — прекрасное, веселое, но все-таки временное место.
Удачи Вам, Ольга, любви, терпения и всего самого-самого доброго.
С уважением, Вера.