Дочь подросток ничего не хочет делать.

Вопрос психологу:
Дочь Алиса12 лет, воспитывалась в неполной семье, до 4 лет (я и моя мать. )Я работала и оплачивала проживание, пропитание и сад, а моя мама -успешная бизнес вумен-одевала ребенка в дорогую итальянскую одежду и дарила ей дорогие гаджеты и игрушки, возила за границу и потакала всем прихотям. Когда Алисе исполнилось 5 лет, я вышла замуж за человека небольшого достатка, но по любви, он очень хороший, положительный во всех отношениях. Мы стали жить в моей квартире которая мне куплена на деньги моих родителей после их развода. Моя мама очень эгоцентричный человек, с ее характером не смирился ни один из ее мужчин. И до сих пор она так и проживает одна. Сейчас спустя 8 лет совместной жизни, мой муж уже очень достойно зарабатывает у нас родился совместный сын (3 года)и он всех нас ЧЕТВЕРЫХ обеспечивает- я могу себе позволить не работать. Мы из двух комнатной переехали в трёхкомнатную квартиру, купили машину. Тем более у моего мужа в прошлой семье есть двое дочерей, одна и которых несовершеннолетняя. Мы помогаем им чем можем, финансируем, совместно отдыхаем, устраиваем в институты, школы. Надо конечно же сказать, что моя мама финансово иногда помогает нашей семье, например растаможить нашу новую машину, свозить детей в Египет, одежду красивую на праздник может нам дарить, но у неё бизнес очень прибыльный, а тратить на себя одну-это целое состояние, она может позволить себе сделать дорогой подарок. Но в итоге, так и продолжается традиция моей мамы: баловать старшего ребенка, дочери уже 12! Младшего она видит редко, для старшей же она сделала отдельную комнату в своей квартире, обставила все как она решила для внучки, а на самом деле для её прихотей. Мать сказала ей, что вот теперь у нее есть отдельная комната, а не как у нас квартире есть детская комната, где дети вдвоем живут. Они очень привязаны друг к другу, бабушка и внучка, у них взаимопонимание но при этом ведут себя по отношению к другим очень эгоистично. Я понимаю, что моя дочь в будущем от этого потакания всем своим прихотям только страдать будет. Но разговоры с матерью на эту тему бесполезны: она только злится на меня и моего мужа. В итоге ребенок растет ничего не желая делать: читать заставляем, причем самые интереснейшие книги, с юмором(мы записаны в библиотеку и там нам всегда дают бестселлеры детские, от которых дети обычно оторваться не могут), делать уроки заставляем и то мне надо самой делать вместе с ней, потому что мама она ничего не делает даже когда ей всё объяснили, такое впечатление, что ей просто все равно. Даже хобби, которое она сама выбрала и на которое её возят в другой город: занятие вокалом -и то всё через силу приходится заставлять, хотя я вообще противник заставлять человека делать что-либо. Но школьная программа и домашние задания обязывают все сдавать в сроки. А дочь говорит мне, что мол зачем ей это всё надо, нигде ей это не пригодится. Я объясняю, что ты не сможешь грамотно писать, формулировать предложения правильно, правильно распределять свои финансы и т. д. Но она все равно покидает для видимости чтоб отстала, а потом ничего не выполнит или сделает халтуру тяп ляп и бежит скорей, хватается за телефон или планшет. Запрещаю планшет и телефон, забираю, пока не сделает уроки, так она или втихаря возьмёт и не скажет или соврет, что сделала уроки, чтобы я отдала телефон и планшет. К слову, телефон и планшет конечно же подарила бабушка, и когда я его забираю мне звонит мать и настроенная дочкой и начинаются наезды на меня, чтобы я типа не наказывала ребенка, что я плохая мать. Мать меня всегда недолюбливала, потому что я не бизнес вумен, как она, а занимаюсь домом, семьей, детьми, а то что это тоже огромный труд, она не понимает. У нас с ней сложились прохладные отношения из за разницы в ценностях, я всегда хотела хорошую семью, детей и заботиться о них. Мать же всегда была на работе, я практически постоянно везде была одна, предоставлена самой себе, а папа просто бросил маму и ушел к другой женщине, построил другую семью. И вот теперь я столкнулась с тем, что моя дочь, у которой нет никакого желания развиваться и чего то добиваться собственными усилиями, мотает мне нервы, закатывает истерики, пока я не брошу младшего малыша и не уделю внимание старшей, приходится делать с ней элементарные задания, убирать за ней беспорядок, в её рюкзаках, мыть её обувь она ничего из этого не хочет делать сама, не говоря уже о том, чтобы помыть посуду за собой!!!Недавно я заболела, у меня была температура и большие осложнения. Я попросила ее покормить малыша(разогреть и просто покормить в стуле-она это иногда делает)- так вот она мне соврала, что покорила, а сама, пользуясь тем, что я лежу в другой комнате и не контролирую её, сидела в телефоне. Потом ко мне прибежал сынишка и начал просить кушать, я подумала :не наелся но когда прошла в кухню стало очевидно, что она ничего ему не давала, а просто наврала. Она так часто делает, чтобы её только не трогали. В школе учителя говорят мне о ней как о ребенке с низкой мотивацией. Мой муж, её приемный отец, очень часто и на мой взгляд очень мягко разговаривает с ней об обязанностях 12 летнего ребенка, о том что есть чувство ответственности и совести, но к сожалению, она только покивает головой, а потом опять "двадцать пять". В общем на данный момент у меня с дочерью практически каждый день скандалы, т. к. школьные задания не выполняются, а новые мы уже не можем догнать. Она мне кричит, что она тупая, ничего не понимает, что я должна ей всё объяснить, но я все объясняю, что ей нужно прочесть или просмотреть, проверяю ошибки, показываю где взять информацию, но чтобы она читала самостоятельно, иначе вовсе так и не научится думать и делать логические выводы. Это вызывает дикое сопротивление с ее стороны, она психует, кричит и доводит уже меня до истерики. Последние две недели карантина я просто на валерьянке, такое ощущение, что цель ее жизни выкручиваться, уклоняясь от учебы. Но жизнь диктует свои условия, школа требует выполнения уроков и я не справляюсь с этой задачей. . . . А требуют ответственности всегда с родителей. Как же мне быть? Помогите пожалуйста!
Автор вопроса: Ксения Возраст: 38

На вопрос отвечает психолог Нижнева Алёна Александровна.
Ксения, добрый день,
Спасибо за Ваше обращение. Вы пишете, что, у Вас с дочерью (12 лет) сложились довольно напряженные отношения – дочь не делает уроки без Вашего участия, часто говорит неправду – «лишь бы от нее отстали», сами отзывается о себе как о «тупой, и что Вы должны ей все объяснять».
При этом, активное участие в жизни Вашего старшего ребенка принимала и принимает Ваша мама – с Ваших слов – успешная бизнес-вумен, у которой в приоритете всегда была проф. самореализация, а не семья.
У Вас же, как Вы пишете, другие ценности – Вам нравится заниматься семьей, быть со своими детьми и из-за этого, на Ваш взгляд, у Вас с матерью довольно прохладные отношения. 8 лет назад Вы вышли замуж по любви, сейчас у Вас и Вашего мужа родился совместный ребенок (сын, 3 года).
Для более точного ответа, позвольте, пожалуйста, задать Вам несколько вопросов:
- Уточните, пожалуйста, какими были Ваши отношения с дочерью до того, как Вы вышли замуж? До рождения младшего ребенка? Могли бы Вы называть Ваши отношения близкими и доверительными, если нет – то как бы Вы их охарактеризовали? Как изменились Ваши отношения с дочерью после замужества и рождения ребенка?
- Как много времени Вы проводили/проводите вместе? Есть ли у Вас общие с дочерью интересы? Общие темы? На уровне гипотезы: возможно, дочь своим поведением просто пытается привлечь Ваше внимание, если других точек соприкосновения у Вас с ней кроме учебы нет?
- Какая самостоятельность есть у дочери? Какие решения она может принимать самостоятельно? Какая у дочери есть зона ответственности? Если «зона ответственности» есть, то как дочь принимала участие в ее определении? Спрашивали ли ее мнение? Что, к примеру, было бы ей интересно делать по хозяйству?
- Что дочери интересно? Какие у нее увлечения? Как часто Вы интересуетесь мнением дочери? Ее видением ситуации? Что Вы, в целом, можете сказать о своей дочери, как о человеке? Какая она? Как хорошо Вы ее знаете?
- Какие правила есть в Вашей семье и как Вы их доносите до дочери? Насколько, на Ваш взгляд, система правил понятна и прозрачна для дочери?
- Вы пишете, что учителя говорят о дочери, как о человеке с низкой самооценкой. Как Вам кажется, почему это так? В чем именно низкая самооценка выражается? В том, что дочь считает себя «тупой»?
- Как в целом Вы общаетесь с дочерью и комментируете ее поведение? Используете ли в своем диалоге «Я –высказывания» - когда мы говорим о своих чувствах в контексте поведения другого, например: «Мне была неприятна ситуация, когда ты не покормила брата, хотя обещала это сделать. Для меня важно соблюдать наши договоренности и, в следующий раз, если ты соглашаешься что-то сделать, пожалуйста, доведи дело до конца. Я была очень расстроена этой ситуацией».
- Правильно я понимаю, что в семье принято использовать стратегию «материального поощрения» - «сделала уроки – я возвращаю тебе планшет и телефон». Как Вам кажется, эффективна ли данная стратегия? Возможно, имеет смысл попробовать действовать иначе – через значимость Вашей с дочерью эмоциональной связи, которую, очевидно, очень важно сейчас напитать новой энергией. Чтобы дочь также чувствовала свою ценность в семейной системе, а не пыталась привлечь Ваше внимание только «плохими» отметками и просто, по сути «криком о внимании» - замаскированным под «мама, я тупая, сделай со мной уроки».
- Позволяли ли Вы дочери столкнуться с последствиями своих действий (при условии, что последствия не угрожают жизни и здоровью дочери и близких)? Например, не выучила уроки – получила двойку. Дочери важно получить именно такой опыт последствий своих действий, столкнуться с ними, пройти через этот опыт и сделать для себя выводы.
Вы также пишете: «жизнь диктует свои условия, школа требует выполнения уроков и я не справляюсь с этой задачей. . . . А требуют ответственности всегда с родителей» - чего на самом деле Вы боитесь в этой ситуации – упустить отношения с дочерью или «выглядеть мамой, которая не справляется с требованиями системы»? Попробуйте честно ответить себе – чего на самом деле хотите Вы в этой ситуации? Чтобы дочь слепо делала все, что ей скажут и просто «соответствовала» требованиям либо действительно наладить отношения с дочерью?
Я бы также хотела обратить Ваше внимание на то, что семья – это система, где каждый из членов семьи влияет на другого. Представьте себе поверхность, которая держится на нескольких опорах. При этом, если одна из опор приходит в «движение» - остальные опоры также начинают двигаться, чтобы «удержать» общую поверхность – «семью». В Вашей семье произошли серьезные позитивные изменения – Вы вышли замуж, родили младшего ребенка. Важно понять, как эти моменты обсуждались со старшей дочерью, как сейчас она (по собственной воле!) вовлечена во взаимодействие с младшим братом? Проговаривали ли Вы с дочерью произошедшие изменения и ее роль в Вашей жизни?
В качестве общих рекомендаций:
1. Пожалуйста, попробуйте максимально искренне ответить на мои вопросы.
2. Попробуйте поговорить с дочерью «на равных», отнестись к ней как в взрослому человеку, спросить ее мнение, узнать ее ближе – не для того, чтобы «записать ее на очередные курсы», а просто потому что Вам интересна именно она – как уникальная личность.
3. Обсудите вместе с дочерью, что Вы могли бы делать вместе – что угодно – рисовать, собирать пазл, вышивать, петь, танцевать, посмотреть видео урок по нанесению макияжа и пр. Повторюсь – это может быть что угодно. Цель этой деятельности – стать ближе к своей дочери, узнать ее лучше, «напитать» вашу взаимную привязанность, а не освоить какой-то супер-полезный навык.
4. Спросите дочь, что ей было бы интересно делать по хозяйству, какую ответственность в своей жизни она готова взять на себя? Но, пожалуйста, переходите к этому разговору после того, как начнете чувствовать, что Ваша эмоциональная близость становится более устойчивой, чтобы Ваша дочь осознала, что возможность самостоятельно делать уроки – это - не разрыв той «единственной ниточки», которая связывает ее и маму, а важный этап ее взросления.
5. Попробуйте практиковать «Я-высказывания» и исключить любые манипуляции с телефоном и планшетом. Скорее всего, первое время Вы будете наблюдать некоторый «откат» - дочь, скорее всего, будет довольно много времени проводить за гаджетами, но очень важно, чтобы в своем поведении дочь руководствовалась не «стремлением получить морковку» в виде гаджета, а умением опираться на Вашу с ней эмоциональную близость и нежеланием Вас огорчить (которая в последствии преобразуется во внутреннее чувство ответственности при условии поддержки и устойчивости с Вашей стороны).
6. Попробуйте «познакомить» дочь с младшим братом – показать, как можно с ним общаться, какой он, подумайте как Вы можете проводить время втроем – но вовлекать ее не в качестве «няни», а только в том случае, если ей самой такое время интересно.
Надеюсь, мой ответ найдет у Вас отклик, и Вы сможете обдумать следующие шаги в Вашей ситуации.
Буду рада ответить на вопросы.
С уважением,
Алёна