Двухлетний сын ведет себя как драчун и истерик.

Вопрос психологу:
Добрый день. Прошу у Вас помощи в данной проблеме . Мне 27 лет , у меня есть двухлетний сын . Ситуация заключается в поведении ребёнка . Беременность у меня была не легкая . Несколько раз лежала на сохранении . Были угрозы прерывания. Но все закончилось хорошо , родила в срок . Ребёнок родился с недобором веса, но быстро его набрал . Развивался тоже хорошо . Наблюдались у Невролога , все по здоровью хорошо и по развитию не отстаёт С полутора лет у нас начались проблемы в его поведении . Казалось бы нам полтора года но мы уже все требуем . Показываем характер . Каждый день закатывает истерики. Если что-то не так как он хочет или его наругают за провинность . Он просто кидается на пол и кричит , пока не получит своё . Оставляю иногда ребенка со своими родителями ,он просто закатывает истерики и кричит . Я уже выбилась из сил , и не знаю что делать . Он бьется и кусается . Иногда стали замечать , что он бьется головой об диваны и стенки . Нас с мужем это дико испугало . Мы грешным делом побежали к врачу . На осмотре нам сказали, что с психическим развитием все хорошо и никаких отклонений в работе мозга и во всем нет. Ребёнок действительно очень умный, пошёл он у нас правда поздно , но как говорят: что мальчишки развиваются позже чем девочки . Но в остальном все в порядке . У нас в семье все хорошо . Никакого домашнего насилия , побоев и ругани нет . Если с мужем и ругаемся , то стараемся не выносить это на обозрение ребёнка . Понять не могу откуда он это берет . То , что кусаться биться . Есть одно только предположение : у меня есть младший брат , и мой сын практический растёт с ним . Он у нас тоже ребёнок не простой , разбалованный , они часто дурачатся . Может и от брата и пошло . Он в шутку его ударит или ущипнет .Может и наш начал это запоминать и выливать на меня и других членов семьи . В общем меня пугает его поведение и его истерики . Он очень капризный . Я стала замечать , что с каждым днём я становлюсь раздражительной . И уже нахватает сил справляться .Был нервный срыв . Муж говорит , что это я просто все принимаю буквально . Ребёнок у нас первый и как такого хочется воспитать с него , человека. А не драчуна и истерика. Нам скоро в сад идти и я очень переживаю. Боюсь что будут проблемы . Подскажите пожалуйста как быть в такой ситуации? Как найти подход к его поведению ? Ведь я уже тоже кажется , скоро буду нуждаться в психологической помощи из-за нервных срывов . Благодарю вас за ответ .
Автор вопроса: Анастасия Возраст: 27

На вопрос отвечает психолог Романюк Наталья Владимировна.
Добрый день, Анастасия! Спасибо, что подробно описали вашу ситуацию. Ведь, действительно, причины подобного поведения у маленьких детей могут быть совершенно разными.
Прежде всего, очень важно исключить соматические проблемы - боль, нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта, проблемы питания и сна.
Обычно, мама может распознать эти сигналы по состоянию ребенка.
Если с этим порядок, то следующая возможная причина, это недостаток или, переизбыток впечатлений (в ситуации сегодняшнего времени, в необходимости держать изоляцию, ограничивать контакты, -это вполне обьективная причина). Если малыш подвижный, любознательный, ему требуется постоянная смена впечатлений, он ищет развивающее для себя пространство - новые предметы, игры, общение, эмоции. И это может стать настоящим испытанием для родителей. Вопрос ”Чем и как занять ребенка?” - совершенно актуальный.
Другая сторона- переизбыток впечатлений. И тут надо помнить, что есть дети крайне чувствительные к избытку шума, к обилию контактов с другими людьми и т.д. Они нуждаются в тишине, уединении. В упорядочивании окружающей среды.
Следствием этих проблем может стать повышенная возбудимость ЦНС. И истерики, - это результат перегрузки. Возможно, неплохо было бы задуматься о приеме ”глицина” (проконсультироваться с неврологом). И, конечно, работать с причинами.
Я уверена, что лучшим способом является организация ”режима дня”. Его следует продумать заранее. Заведите тетрадку и помечайте туда важные события будущего дня - прогулку, игру, питание с пометкой времени. Самое главное: не забыть время маме для себя. Это периоды отдыха и переключение ”себя” от ребенка. Договоритесь с близкими об этом, расчитывайте на их помощь. Без волевых усилий и самоорганизации не обойтись.
Дети очень чувствительны к эмоциям мамы, и, порой, как зеркало, ей их же и транслируют. Поэтому ”быть в ресурсе” это не просто важно, это главное условие выживания для мамы и ребенка.
Понаблюдайте за своим поведением, нет ли чрезмерного контроля или непосильных требований к малышу. В этом возрасте они должны быть ”неудобными”. Это закономерность детского развития.
Пару слов об истериках. Они также нуждаются в анализе. Всегда есть спусковые механизмы, которые являются ”триггером” истерик. Важно предупреждать их включение -отвлекать, переключать внимание малыша, избегать (хотя бы на первых порах). Но в момент самой истерики снижать свою родительскую активность до нуля.
И помните! За эмоции ребенка не наказывают! Это его право заявить о чем-то важном, отстоять свое ”Я”.
Тема вашего вопроса очень разнообразна. Но за ней чаще всего стоит банальная скука- мама и малыш не получают удовольствие от общения. Кто может это изменить? Только взрослый. Как? Исследовать и пробовать. Играть и экпериментировать. Искать любимые занятия, учиться радоваться, поощрять кроху.
С наилучшими пожеланиями, Наталья Романюк.