Дочь-подросток считает себя никчемной, занимается селфхармом.

Вопрос психологу:
Здравствуйте.
Моей дочери 15 лет.
Считает себя виноватой, никчёмной, проблемной, всё валится из рук, всё ломает, портит и разрушает. Говорит, что ощущает себя так, уже 3 года.
Я думаю, что это из-за моего не правильного воспитания, наверное была слишком строга с ней, ругала часто.
Неоднократные разговоры, положительных результатов не дали.
Друзья почти отсутствуют. Есть одна подруга, видятся редко, на днях рождения друг друга и на летних каникулах вместе гуляют.
Не довольна своим весом, внешним видом. На самом деле, девочка просто красавица - вьющиеся волосы, длинные реснички, красивые бровки, стройная. В школе хорошая успеваемость.
То диету выдумает, то вообще голодом морит себя.
А не давно, я заметила шрамы у неё на бёдрах!!! На мой вопрос:
- Что это такое?
Она ответила, что так себя наказывала, за съеденные сладости.
Поговорили с ней, пообещала больше так не делать. А сегодня опять!!! Говорит, что не смогла удержаться. Я, сохраняя спокойствие, не повышая голоса, хотя внутри был жуткий страх и паника, попросила отдать мне то, чем она наносила себе травму. Она выдала мне лезвие от точилки.
Снова был долгий разговор, слёзы и мои и её...
Я её умоляла отказаться от идеи, что с ней что-то не так.
Прошу Вашей помощи!
Автор вопроса: Анастасия Возраст: 38

На вопрос отвечает психолог Ирина.
Добрый день, Анастасия!
Соглашусь с Вами, что излишняя родительская строгость к ребёнку может отрицательно сказаться на его самооценке. Но сейчас не так важно анализировать, почему это произошло, как попытаться исправить ситуацию. Очень важно то, как Вы реагируете на самокритику дочери. Предположу, что отрицаете, говорите ей об обратном (ты красавица, стройная, умная и т.д.)
Но таким образом, ребёнок рискует втянуться в игру, где он будет каждый раз доказывать, как не идеален. В итоге самооценка не укрепится, а скорее наоборот. Поэтому наиболее правильной реакцией с Вашей стороны будет принятие мнения дочери. Ведь это все-таки ее мнение? И дальше уже работать с теми недостатками, которые она у себя находит. Считает себя некрасивой, пусть придумает сама, или предложите Вы, что можно изменить во внешности. Думает, что она толстая, изучите вместе тему правильного питания. И так во всем.
Возможно в неё голове есть какой-то конкретный идеал внешности, к которому она стремится.
Но может быть и так, что критическое отношение к себе возникло после того, как Ваша дочь могла быть кем-то отвергнута (мальчиком, который нравился, например, или не сложились отношения с подругой). Тогда тут особенно важна и нужна Ваша поддержка.
Что касается темы физических увечий, наносимых ребёнком самому себе, то, в большинстве случаев, они не имеют ничего общего с суицидальными наклонностями. Такое поведение скорее выступает как посыл окружающим людям, чтобы донести до них какую-то свою боль. Так же это говорит о том, что ребёнок не умеет справляться с негативными эмоциями и внутренним напряжением. Поэтому попытайтесь стать «контейнером» для ее эмоций, чтобы она не ощущала себя одинокой.
Если Вы чувствуете, что ситуация выходит из-под контроля, и Вам и ребёнку сложно справиться с ней, обратитесь за помощью к специалисту.