Младший сын -подросток ворует деньги.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. У нас растут три сына, 17, 14, 13 лет. Семья полная, средний достаток. Карманные деньги у детей есть. Проблемы с младшим. Начались ещё в прошлом году. Он всегда был самым активным, деятельным мальчиком, любит быть в центре внимания. В прошлом году его в школе поймали на воровстве. Заходил в раздевалку и брал из карманов всё, что плохо лежит. Это происходило 2-3 дня подряд. Его обнаружили по камерам. Естественно вызывали в школу, но без директора. Всё вернули, были слезы, извинения и т.д. В течении года не замечала воровства, но были другие проблемы, дерзость, хамство, неограниченные игры в телефоне. В этом году в марте заметили пропажу денег у брата 1000 руб. Они лежали на виду. Сначала не признавался, но потом сознался, написал мне в ватсап, попросил не говорить отцу. Договорились, что верну с его карманных денег, а в наказание будет месяц мыть полы во все доме. И вот вчера он взял деньги дедушки, которые тоже лежали на виду, на столе. И уже вложил их в игру, деньги брата тоже в игру вложил. Но сегодня я на него надавила, сказала, что дедушка будет вызывать полицию и он признался. Я почему то всегда чувствую, что он что то натворил, и говорю ему об этом. Опять были слезы, извинения. Дедушке он тоже позвонил, извинился. Хотела его наказать, забрать планшет, он не даёт, становится агрессивным. Две недели назад обнаружила у него вейп, спросила откуда, говорит, что дал старшеклассник, но кто именно, не признаётся. Вейп конечно забрали, поговорили, вроде объяснились. Меня удивляет, что не просит обратно. Учится он хорошо, 4 и 5, олимпиадник, очень хорошая память. Но в последнее время упала успеваемость, совсем не хочет делать уроки, устные предметы вообще забросил. Не могу найти для него мотивацию. С классным руководителем тоже конфликты постоянно, она жалуется, что он хамит, не слушается, не уважает её. Хотя я никогда не позволяю себе неуважительно высказываться об учителях, сама в род.комитете. Любит пропускать школу, чуть плохо себя чувствует, и начинает жаловаться, что ему плохо и т.д. Если не реагирую, агрессивно себя ведёт или если все таки идёт в школу, начинает приставать к учителю, что ему плохо, болит голова, живот и т.д, идёт к медику и в конце концов все равно возвращается домой. На улицу выходит редко, ходит на тренировку (борьба), но может и пропустить, так как не хочет идти. Я как могу стараюсь делать всё, чтобы он занимался, разговаривала с тренером, что он был с ним по строже. Тренер отзывается о нем тоже положительно.
По поводу вчерашнего воровства сын говорит, что знал, что всё вскроется, но не смог удержаться. Говорит, что боится реакции папы, что он его побьет. Хотя ни разу такого не было. Папа у нас конечно не очень разговорчивый, может ничего не говорить, а потом громко и очень зло высказаться. По натуре он интроверт. И мне кажется детям не хватает именно общения с папой, мужских разговоров. Но он скуп на похвалу, очень серьезный, у него хорошая должность, дополнительно занимается спортом. Не курит, при детях не пьет спиртное, и вообще очень редко выпивает. Папа пока на работе, разговаривали немного с сыном, объяснила, к чему все это может привести. Он вроде бы всё понимает, но я боюсь повторения. Как нам быть, как правильно себя вести. Не знаю, как правильно наказывать. Не могу лишить планшета, телефона, так как боюсь, что вообще уйдет из дома. Как то раз у него была такая реакция, типа уйду тогда, что мне тут делать. Этот момент тоже обсудили, объяснила, что таким образом проблема не решится, надо что то делать, а не убегать. Но все равно сейчас боюсь этой его реакции. Знаю, что наверно сама ещё неправильно себя веду, проблемы есть, но не могу их решить. Иногда мне кажется, что он психически не здоров, у невропатолога на приеме были, он сказал, что всё нормально. Были у психолога в прошлом году, тоже ничего плохого не увидела, сказала про низкую мотивированность. Я конечно подозреваю, что главная проблема это игры в планшете, из за них он нервничает. Кстати, играет в игру Блэк Раша, пыталась разговаривать с ним об игре, старший сын говорит, что не агрессивная. В то же время может спокойно убрать игру и сесть рисовать, собирать мозаику или пойти с двоюродными братьями гулять. То есть его можно оторвать от игры, когда ему действительно интересно . Но я же не могу постоянно подыскивать ему интересности. Помогите, пожалуйста, как мне быть, как правильно себя вести.
Автор вопроса: Ольга Возраст: 43

На вопрос отвечает психолог Журавлёв Александр Евгеньевич.
Ольга, здравствуйте!
Тревожное письмо - что уж тут говорить!
Я особо многословным не буду, потому что любой словесный мусор в этом деле только вредит.
Сразу к делу.
У ребёнка проблемы. Большие.
Надо понять, насколько эти проблемы решаемы, насколько всё далеко зашло.
Как правило, воровство в таком возрасте сигнализирует о разных непростых проблемах: игровая или компьютерная зависимость, зависимости другого характера (скажем, химическая), вымогательство и давление кого-то со стороны (дети в подростковом возрасте являются лёгкой добычей для манипуляций всякого рода, в том числе, и преступных, противозаконных).
Если после первого случая воровства парня надо было просто хорошенько наказать (вот не побоюсь этого слова, но прям вломить ему по полной!!!), то сейчас уже так формально наказывать - только злить. Да и сил, боюсь, у вас не хватит.
Я бы на вашем месте проконсультировался с психологами из правоохранительных органов, даже поставил бы ребёнка на учёт в органах правопорядка! Если Вы сейчас напугались, то напрасно! Речь идёт именно о своевременной профилактике очень и очень опасных вещей и поведенческих схем, потому что на лицо девиантность поведения Вашего сына!
Вы уверены, что ворует он только у домашних? Вы уверены что он только ворует? Вы точно знаете, как именно он живёт, с кем общается, как формирует свой уровень потребностей?
В принципе, само по себе обозначение человека в органах правопорядка уже может более-менее привести в чувство.
Вопрос ведь именно в том, чтобы парень понял, что это не шутки и не детский сад, что всё очень серьёзно и он на грани реального нарушения закона!
Тут, Ольга, обычные психологи и неврологи не помогут! Если, конечно, у мальчика действительно нет отклонений.
Слово отца , естественно, значение имеет. Но всему своё время и может так получиться, что вмешательство отца в полном объёме уже запоздало!
Другое дело, если отцовская "помощь" будет весомым дополнительным инструментом!
Сейчас важно, чтобы сын понял, что у него нет союзников. В данном случае, нет людей, которые бы "спускали на тормозах" его воровство!
Его положительные поступки и хорошее поведение должны поддерживаться и подтверждаться, а вот плохие вещи - категорически вызывать обратную реакцию!
И Вы должны выступать в союзе с мужем и остальной семьёй.
Для этого нужны силы и характер. Но вы - РОДИТЕЛИ!
Удачи вам. Спасибо, что написали.
А. Журавлёв