У дочки подростка с детства синдром навязчивых движений.

Вопрос психологу:
Доброго времени суток . Дочка перед сном всегда раскачивается , может около часа сидеть и раскачиваться вперёд назад . Говорит так засыпается лучше . Начала так делать лет с 2 - х , сейчас ей 12 , но привычка не уходит . Качает туловищем именно перед сном, в другое время нет таких проявлений . Стрессовых ситуаций в этот период не было . Если не считать 2 ой беременности, разница между дочками 1.6г. Предполагала что таким образом укачивает себя, т.к с раннего детства засыпала без диких укачиваний, просто клала рядом и слегка подкачивала под спинку.
В семье обстановка была спокойная , в окружении ранее были трудности , но сейчас нашла подруг с которыми ей комфортно . В школе учится может, но ленится . Кл. Руководитель говорит что повышена гиперактивность .
По большей части существует 2 мнения - её и неправильное. Очень тяжело переубедить в чём-то , если она решила то что решила . В общей картине для общения открытый ребёнок , делится секретиками , доверяет переживания , обсуждаем общение с другими ребятами . Но наставления воспринимает критично , любимая фраза " Я знаю " . Но как большинство знаю , но сделаю по своему .
Автор вопроса: Екатерина Возраст: 38

На вопрос отвечает психолог Романюк Наталья Владимировна.
Добрый день, Екатерина. В вашем письме описаны особенности поведения дочери, и, как я поняла, это и беспокоит вас, как родителя. Так?
Раскачивания тела - это аутостимуляция- потребность человека(ребенка) справится с эмоциональным возбуждением через поиск ощущений собственного тела. Если говорить о развитии, то чаще всего аутостимуляция свидетельствует о неблагополучии психологического характера. Это или врождённые нарушения, которые сопровождаются подобным поведением, либо признаки социальной депривации. Из письма следует, что ребенок посещает школу, использует речь и может рефлексировать свое состояние ( "Так засыпается лучше"). Но при этом вы упоминаете трудности общения с другими детьми, которые наблюдали ранее, имеющиеся сложности в обучении. Предположу, что грубых нарушений у девочки нет, но проконсультироваться у психиатра или детского психотерапевта будет не лишним.
Теперь пару слов о социальной депривации - такое явление часто можно видеть у детей, оставшихся без попечения близких, ухаживающих за ним людей. Понаблюдайте за своими отношениями с девочкой - насколько тёплыми, принимающими их можно назвать? Достаточно ли телесного контакта было в вашем с ней взаимодействии ранее и присутствует сейчас? В гармоничной связи ребенок делится со взрослым своими тревогами, успокаивается, получая их поддержку. Родитель учит справляться с напряжением естественным путем- через проговаривание чувств, через игру, совместную деятельность и др. Таким образом формируются социальные навыки, здоровая привязанность с близкими людьми, ощущение безопасности.
В любом случае, Екатерина, следует уделить внимание своей дочери и разобраться, какого рода дефицит компенсируется посредством аутостимуляции. Если ответа у психотерапевта вы не найдете, то рекомендую обратиться к нейропсихологу или к специалисту по сенсорной интеграции. Они не только найдут причину трудностей, но и предложат систему помощи.
С уважением, Наталья Романюк