10 летняя дочь не хочет мне помогать по дому, только через претензии.

Вопрос психологу:
Добрый день! У меня двое детей: дочь 10 лет и сын 5. Дочь очень активная зачастую вольно себя ведет. Не хочет мне помогать по дому, только через претензии. С сыном другие отношения.
Она зачастую раздражает меня. Иногда кажется что не люблю ее. Но ругаю себя за такие мысли. Она очень самостоятельна, и я боюсь что скоро она будет выходить из под контроля. На дополнительные занятия ходит через напоминания, сама к чему либо конкретному не проявляется. Очень общительна и быстро находит друзей. Но как сама говорит, многое не нравится в себе. Откуда это??
Иногда злюсь и срываюсь на нее, кажется что только на крик она и реагирует. Уровень интеллекта в норме, память хорошая. Учится на 4 и 5. Последнее время я концентрирую свое внимание на ее негативных поступках,, они перекрывают весь позитив. Как будто она все время только косячит...
Боюсь заложить в ней мысль, что мама ее меньше любит чем брата. Такие фразы проскальзывают.
Подскажите пожалуйста, что мне делать с собой! Как настроить с ней взаимоотношения?
Автор вопроса: Дарья Возраст: 31

На вопрос отвечает психолог Бакулева Елена Олеговна.
Здравствуйте, Дарья!
Когда дети подрастают, это часто сопровождается новым уровнем отношений! И вы, как родитель переживаете тоже новые эмоции. На этом фоне вы и себя видите по другому, и это вас беспокоит. Сейчас идет перестройка вас обоих. Это и нормально и тяжело одновременно.
Да, ваша дочь растет и расширяет границы. Пробует, что будет, если она не поможет, не уберет, если не пойдет на занятия.... Она ждет вашей реакции. И чем спокойнее и увереннее вы будете, Дарья, тем лучше. Направляйте ее в доброжелательном тоне. Ваша дочь находиться в преддверии подросткового возраста. Почитайте об этом. При этом хорошо, если вы понимаете и свои эмоции. Вы тоже можете злиться, гневаться, раздражаться, это нормально. И это тоже не нужно скрывать.
Вы пишите " Она очень самостоятельна, и я боюсь что скоро она будет выходить из под контроля.". Дарья, вас это пугает? Самостоятельность это хорошее качество! А контроль пока в ваших руках. Только нужно им пользоваться так, чтоб было доверие. Тогда и контроля будет нужно все меньше. Старайтесь договариваться с дочерью и очень важно, на мой взгляд, положительное подкрепление. Когда что то сделано, она вам помогла, похвалите её, скажите ей "Ты молодец, спасибо за помощь!" Порой родители относятся к своим детям, как только "должен", и реже замечают хорошее и благодарят! Сделайте акцент на этом, тогда дочь будет тоже стараться в ответ.
Что касается "как сама говорит, многое не нравится в себе." Это вот как раз говорит о понимании внутри себя. Внутри сейчас будет много противоречий. Дом это одно, улица, это другое. Вы пишите, она общительная, сейчас многое будет переосмысливать, общаясь вне дома. Будут вопросы, если позволите и есть доверие. Это непростой период и для детей и для родителей.
Дарья, вы пишите, что дочь зачастую раздражает вас, и вы злитесь и срываетесь. Это нормальные проявления, вы имеете на них право! Поэтому не ругайте себя. Об этих чувствах можно и нужно говорить детям. "Я сейчас злюсь потому-то.." Они будут учиться, что любым чувствам есть место.
Дарья, эти изменения пугают, но если разобраться, это нормальное взросление. Дочь ваша самостоятельная, хорошо учиться, у неё есть друзья. Это говорит о том, что вы , хорошая мама, вы молодец, растите такую дочь! Договаривайтесь о помощи, устанавливайте новые правила "Помоги мне, и беги, гуляй!"
Дарья, родители задают тон, доверяют, благодарят, показывают, как надо поступать - дети подхватывают. Дочь уже не ребёнок, но и ещё и не взрослая. Родители тоже перестраиваются, с чем и вы тоже столкнулись. Желаю вам удачи!
Дарья, если была полезна, оставьте пожалуйста отзыв на моей странице.
Обращайтесь, если будет нужно! Всего хорошего!