Необычной рисунок дочери, хочет жить в замке вдвоем с мамой.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Дочь (5 лет) в детском саду на занятии по рисованию, темой которого было «Дом мечты (дом, в котором хотели бы жить)» нарисовала замок двухэтажный (замок внешне похож, на те, которые изображают в сказках). На вопрос воспитателя, кто будет там жить, она ответила: «это дом для моей мамы, жить она будет на втором этаже этого замка». На вопрос «кто еще будет там жить», ответила «я». (хотя семья у нас полная, живем вместе с папой). Из близких родственников, с которыми она постоянно общается: бабушки, которые души в ней не чают, а также брат мужа, тоже очень любит ее, проводит много времени, гуляет с ней.
Воспитатель сказала, что все остальные дети рисовали обычные дома.
Мой вопрос заключается в следующем: "Могли ли бы Вы подсказать, почему она считает, что жить в замке должны только мы с ней, без папы? (и вообще без других родственников). И почему я по ее предположению, должна жить именно на втором этаже, а не на первом например?" Может это просто ее фантазии, или это психологическая проблема? Спасибо.
Автор вопроса: Ольга Возраст: 33

На вопрос отвечает психолог Ширяева Вера Васильевна.
Здравствуйте, Ольга.
Приятно встретить внимательную и заинтересованную маму в Вашем лице. Не все придают такое значение рисункам своих детей. И напрасно, потому что дети изображают на бумаге все, что чувствуют и замечают вокруг.
Сложность расшифровки детского рисунка заключается в том, что его нужно грамотно «читать», понять, что там закодировано, для этого необходимо хотя бы видеть рисунок, а лучше наблюдать за его воплощением и иметь возможность задавать художнику вопросы.
Психологи, которые используют в работе рисуночные методики, должны обладать достаточной квалификацией. В Вашем случае это был только обычный урок рисования с воспитателем, а не тестирование, выводов делать не надо.
Вы спрашиваете: "Могли ли бы Вы подсказать, почему она считает, что жить в замке должны только мы с ней, без папы? (и вообще без других родственников). Вы уверены, что она именно так считает? Возможно, Вы сказали как-то, что хотите жить в большом двухэтажном доме или в замке. Возможно, если ее хорошо расспросить, там и папа живет. Конечно, могут быть и другие варианты, но это уже гадание, предполагать можно все, что угодно. По факту,
я не вижу из письма психологических проблем у Вашей дочери.
Но Вам лично я бы рекомендовала проконсультироваться у психолога. Потому что, если допустить, что ребенок считает, что жить в замке должны только она и мама, без папы и без других родственников, то это проблемы во взаимоотношениях у взрослых, их надо увидеть и исправить.
Внимательные родители, такие, как Вы, могут заметить в рисунке ребенка что-то необычное, почувствовать его настроение, уловить скрытое напряжение сами, в домашних условиях.
Поэтому предложите дочери нарисовать ее семью. Причем, так, чтобы все были заняты каким-нибудь делом.
Пусть у неё будет выбор цветных карандашей и достаточно бумаги. Не стоит торопить и комментировать в процессе рисования. Когда она закончит семейный портрет, спросите, кого именно она нарисовала и чем заняты все эти персонажи.
Посмотрите на рисунок, доверьтесь своим впечатлениям. Какие эмоции он вызывает? Покой и умиротворение или беспокойство и тревогу?
Чтобы точнее определить это, можно попробовать описать рисунок, используя понятия: «спокойный» – «неспокойный», «светлый» – «темный», «гармоничный» – «негармоничный», «упорядоченный» – «беспорядочный», «веселый» – «грустный», «агрессивный» – «доброжелательный», «тяжелый» – «легкий», «яркий» – «тусклый». Это поможет более точно воспринять состояние ребенка.
Но опять-таки не делайте поспешных выводов по одному-единственному рисунку. Воспринимайте его, скорее, как повод для общения, для лучшего узнавания друг друга, для взаимного доверия и интереса.
Если девочка не нарисует себя, то, возможно, это признак того, что она чувствует себя в семье одинокой, и ей «нет места» в отношениях между близкими. Проверить это можно, задав вопрос: «Может быть, ты забыла кого-то нарисовать?» Возможно даже прямое указание: «ты забыла изобразить себя». Если ребенок игнорирует или объясняет: «не осталось места», «потом дорисую», то ситуация является серьезным поводом задуматься о семейных взаимоотношениях. Если не нарисует кого-то из членов семьи, то в этом месте есть напряжение, это повод обратиться к специалисту, но опять-таки не ей, а взрослым надо наладить отношения между собой.
Всего Вам доброго.
С уважением, Вера.