Как отучить 2 летнюю дочь трогать себя там. И как приучить к горшку?

Вопрос психологу:
Здравствуйте, моей дочери 2.6, каждый раз перед сном( и дневным и ночным) занимается онанизмом- ложится на живот, ручки в кулачок и трётся гениталиями. До сих пор не ходит на горшок- все понимает, но не хочет в него писать и какать. В одежде садится и сидит на горшке, как снимаешь трусики- ни в какую. Попытки приучения к горшку в осознанном возрасте начались где-то в 2 года, в этот период и появился онанизм. За год до этого( примерно когда ей был 1 годик) мы пытались приучить к горшку, но она горшка боялась, но уже тогда начала проявлять интерес к половым органам, лазить пальцами и т.д. я побоялась, что могу не уследить и она может себя там травмировать, и мы продолжили носить памперс в надежде на то, что она отвыкнет и забудет. На сегодняшний день из-за того, что она не хочет на горшок- надеваю подгузники, но меняю их своевременно, каждый раз при смене предлагаю на горшочек, утром тоже предлагаю и на ночь-не хочет ходить и все. Летом пытались приучить к горшку в обычных трусиках, пару раз случались аварии, которые вызывали у дочки жуткую истерику, потом она начала терпеть по несколько часов, как я надевала ей хлопковые трусики, я перестала ее мучить и мы снова перешли на памперс. Я переживаю за горшок и за онанизм, не знаю, связано ли это. По поводу онанизма уже устала говорить, я ее не ругаю, пытаюсь объяснить, что там не надо трогать, она все равно трогает себя там до 7 пота. Водила к гинекологу и неврологу- проблемы не выявили, предлагают отвлекать. Нам это не помогает, она отвлечется, но когда идёт в кровать-все равно трогает себя. Ей вечно идти в садик, я очень переживаю, что её за это дело начнут клевать плюс проблемы с горшком. В течение дня она достаточно занята-и лепит(сама я к ней не пристаю, иногда лепим вместе, а так она сама просит пластилин и лепит, а я, например, в это время рядом занимаюсь домашними делами), и вместе тоже лепим, рисуем, уже купили в квартиру горку и качели, 2 вида конструктора, у неё куча игрушек, каждый день стараюсь выходить с ней на воздух, когда как получается: и гулять ходим и за покупками, если за покупками, - она в коляске, так как у нас нет машины и без коляски тяжело и покупки и ее тащить. Но ходим и отдельно гулять- куколку возит в коляске игрушечной, на беговел катается, просто ходим гуляем пешком, на детскую площадку. Сейчас холодно, поэтому в основном на воздух выходим в коляске. Днём она плохо спит, вообще режим сбился, никак не могу наладить его, хотя в течение дня она активная очень, но рано не уложить спать, днём то спит то нет, если идёт спать, то обязательно присутствует онанизм. Подскажите, пожалуйста, что делать в таком случае, если ребенок занимается онанизмом и, как приучить у горшку без давления. Заранее благодарю.
Автор вопроса: Ксения Возраст: 34

На вопрос отвечает психолог Клещенок Анастасия Олеговна.
Дорогая Ксения, здравствуйте.
Благодарю Вас за вопрос и за смелость написать свою историю.
Давайте разбираться по порядку. Сначала про горшок и приучение к нему. Здесь не столько важно ходит она сейчас на горшок или нет, сколько Ваша реакция на то, как она справляется. Ребёнку в этом деле очень важна поддержка, и здесь нужно очень много Вашего терпения и принятия. Как происходил процесс приучения имеет немаловажную роль. Можно поддерживать любые проявления и любопытство ребёнка, а можно каждый раз, когда у неё не получается злиться, агрессировать (что в принципе является нормальной реакцией, мама внутри себя переживает очень много чувств, с ними надо разбираться). Очень чувствую Вашу тревогу через всё письмо, Вам хочется, как лучше, хочется помочь. Там так же внутри Вас может проигрываться целая гамма чувств (от чувства вины, что я плохая мама, до чувства стыда, что у других дети уже давно на горшке, а моя всё ещё никак не может, это предположения мои). Тут очень важно то, что происходит внутри Вас. Внутри мамы целый спектр переживаний. Здесь терпение, и в форме игры. Можно игрушек вместе высаживать на горшок. Так же, когда дочка пойдёт в сад и будет видеть, что другие детки ходят на горшок, она сможет научиться, в коллективе в этом плане всё происходит быстрее. Не важна реакция воспитателей на то, что ребёнок чего-то не умеет, Вы отдаёте в сад ребёнка, чтоб помочь ей адаптироваться в социуме, а воспитатели там для того, чтоб помочь ей во всём этом.
Давайте про мастурбацию детскую. Чувствуется в письме, у Вас много тревоги в связи с этим. Часто это вызывает у мам шок или ужас. Здесь вновь вопрос больше в Вашей реакции на это. Что внутри Вас? Что Вас больше всего пугает в этом? Какие чувства в связи с этим? У девочки это нормальный этап взросления. Она нашла точку в теле, которая ей очень приятна и от этого можно получить удовольствие ещё. Если её ругать за это, то проблемы в дальнейшем будут в телесном плане: невозможность получить оргазм уже во взрослой жизни, не чувствую удовольствия от жизни, от тела, от себя, моё тело какое-то не такое. Мама меня ругала за удовольствие и стыдила, значит всё, что с ним связано, это стыдно, так делать нельзя. Ещё очень важный момент, если ей запретить, если прямо ругать за это, бить по рукам: она не перестанет это делать, она будет делать это, когда Вы не будете видеть, с возрастом – это всё будет сопровождаться чувством стыда. Мастурбация сама по себе про разрядку, про удовольствие. В её возрасте это так же может быть: повышенная возбудимость, возможно много тревоги, которую она не может переработать внутри себя (которую она так же может считывать и ловить с Вас), так же может быть перенапряжение, и ей нужно его как-то сбросить. А что у Вас с удовольствием, Вы его себе позволяете? Как Вы относитесь к мастурбации, к своему телу? Возможно, здесь много будет взаимосвязей, я предполагаю.
Очень хорошо, что используете развивашки с ней, лепку. Можно песочную терапию использовать, можно рисовать, можно бегать, прыгать больше. Вы обратили внимание, что проблема горшка и мастурбации связана, да возможно. Моя гипотеза: Ваша реакция и Ваши чувства связаны с этим. У всего есть взаимосвязь и цепочка последствий.
Если углубиться в психосексуальное развитие девочек, то мастурбация самый нормальный процесс в плане развития. Каждая девочка его проходит (или почти каждая). Там идёт процесс изучения и познания себя, она себя познаёт и мир вокруг, трогает себя – это тоже норма, я бы сказала здоровый процесс развития. Есть фаза развития, она так и называется генитальная. Там как раз происходит знакомство с телом. Начинается мастурбация, девочка начинает изучать своё тело. Понимать, чувствовать, что можно ещё и удовольствие получать от него. И вот тут возникает как раз страх наказания за мастурбацию, особенно если образ тела не сформирован, а образ принадлежит матери (то есть мама может распоряжаться моим телом, ей можно его трогать, подмывать и тд, а мне нельзя), и за этим всем: то, что я испытываю телом, испытывать нельзя. Дальше во взрослом возрасте, она может делать это (позже уже секс с мужчиной), и всё время это будет сопровождаться чувством стыда и вины, что я делаю что-то плохое. Рождается стыд тела своего и много непринятия. Там очень много процессов в стадиях развития происходит. Вы можете самостоятельно почитать (это непростой материал для изучения, стадии психосексуального развития в психоанализе про девочек), можно прийти к психологу, и разобрать свои чувства (стыд, страх, вину и тд) и Вам будет гораздо легче воспринимать свою дочку. И мастурбация будет гораздо реже, а с возрастом (в 7 лет) поутихнет, там начинается латентная стадия, когда влечения будут находиться в спящем режиме до подросткового возраста. Вы не одна в этом, за Вашей спиной очень много мам, которые сталкиваются с вопросом: как реагировать на мастурбацию, норма это или отклонение какое-то. Мальчики тоже мастурбируют, и начинают это делать тоже в маленьком возрасте.
Что делать с мастурбацией? Когда она пойдёт в сад, можно объяснить об этом воспитателям, поговорить с психологом, возможно походить к психологу на занятия. Сейчас эта тема кажется Вам пугающей, стыдной и как вообще об этом разговаривать. Когда она чуть подрастёт, Вы можете говорить с ней об этом, что в нашем теле есть точки, нажав на которые, нам может быть очень приятно, мы можем получать удовольствие. И рассказать дочке о том, что это слишком личные вещи, лучше не делать этого в местах, где есть посторонние люди, не показывать никому свои гениталии, никто не должен их трогать, кроме тебя. Здесь самое главное будет Ваша честность и открытость, Ваше принятие, Ваше доверие. Для этого нужно поработать со своим стыдом, чтоб абсолютно спокойно говорить о таких вещах с дочкой. у нас часто у самих стыд, связанный со своим телом, и полное его непринятие, и нас это будет пугать в детях.
Я рекомендую поработать именно со своим стыдом, со своими чувствами и переживаниями. Мы живём из влечений и эти влечения начинаются с момента, когда младенец сосёт грудь, внутри девочки, пока она растёт столько разных драм в психике проигрывается, которые нам сложно понять, но если их изучить, узнать и осознать, переработать внутри себя, то становится легче проживать и переживать то, что происходит с ребёнком.
Если у Вас будут вопросы по написанному, Вы можете задать их в форме для ответа ниже.
Рада Вам помочь, с уважением, психолог, Анастасия Клещенок.