Срываюсь и как будто не люблю. Не знаю, как наладить отношения с дочкой 4 года.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Я не знаю как быть. У меня двое детей. Старшая дочь 4 года и сын почти 2 года. И вот последний год я замечаю, что стала чаще срываться на дочь, она очень много психует, по каждому поводу. А младший сын очень привязан ко мне и у меня почти нет времени уделять должное внимание дочке. Иногда вообще пролетают такие мысли, что я как будто ее не люблю. Как будто не моя. Я отдала ей всю себя, когда она была маленькая, я всегда была с ней, мы занимались, играли, гуляли, много разговаривали, а сейчас я пытаюсь ее как бы больше отдать мужу, чтобы либо не контактировать, либо не знаю почему так.
А еще сейчас такая ситуация, я устроилась на работу в детский сад. Младший еще не прошёл адаптацию, а сегодня я заканчиваю учебу и в пн мне уже надо выходить на полный день. Пока муж последнюю неделю в отпуске, поможет. А потом как быть я не знаю, не думаю, что на работе мне разрешать уходить в обед.
Да и оказывается на работу когда устраивалась и не узнала про зп, а м/с сказала, что она у нее 20 тыс. И теперь я вообще не знаю, как жить. Это просто прожиточный минимум. Какие 20 тыс?
В общем, после трудоустройства мы с детьми очень сильно заболели ( у дочери гайморит, у меня пневмония, а у сына бронхит). Понимаю, что это все связано.
Как быть? Как вернуть хорошие отношения с дочкой? Мне сложно разрываться. Я первый раз в жизни решила уделить время себе, начала заниматься спортом дома, развиваться, и просто сразу все болеют, отношения портятся, все дома друг на друга срываются. Очень тяжело.
Автор вопроса: Виктория Возраст: 25

На вопрос отвечает психолог Полухина Екатерина Александровна.
Здравствуйте, уважаемая Виктория! Спасибо за ваше письмо! Я понимаю, что дома у вас напряженная обстановка. Дети маленькие, разрыв между их возрастом небольшой и все требуют вашего внимания. Вы просто устали! Дочь тоже чувствует ваше напряжение, злость и начинает себя вести подобным образом. Возможно, играет роль и ревность, связанная с братиком. «Как так? Раньше мама была всегда со мной, мы проводили много времени вместе, а сейчас этого ничего нет». Виктория, у каждого поведения, есть своя причина. И пока мы эту причину не уберём, неприемлемое поведение будет существовать в репертуаре у ребёнка.
Предположим, первая причина – это постоянно напряженная мама, которая нервничает, кричит и т.д. Что делать? Ответ: работать над собой.
1.Гулять на свежем воздухе, не менее двух раз в день.
2.Заняться спортом: пробежки, йога, тяжёлая атлетика и т.д. Когда тело работает, мозг отключается, отдыхает.
3.Найти увлечение по душе, желательно, чтобы были задействованы руки (рисование, вязания, тестопластика, работа с глиной и др).
4.Обучитесь навыку диафрагмального дыхания. Технику дыхания найдёте в интернете. Дышать диафрагмой ежедневно.
5. Учитесь визуализировать, представлять то место, где вам хорошо и спокойно, то место, которое даёт вам расслабиться.
6.Нервно-мышечная релаксация по Джекобсону (технику выполнения найдете в интернете).
Давайте представим ситуации, что вот- вот ваше напряжение вновь поднимается, и вы можете сорваться на ребёнка. Что делать:
1.Сказать себя СТОП, мне этого не надо. Представить в мыслях дорожный знак «СТОП».
2.Переключиться на тело. Поочередно напрягать мышцы тела. Начиная с рук (представить, что в руке резиновый мяч, вы его сжимаете, почувствуйте напряжение, зафиксируйте его, далее расслабьте руку, зафиксируйте расслабление), сделайте 10 раз на обе руки. Также сожмите пальцы на ногах, зафиксируйте напряжение, расслабьте, а затем зафиксируйте расслабления. Аналогично работаем над остальными мышцами тела. Как только чувствуйте, что напряжение начало спадать, переходите на следующий этап.
3.Диафрагмальное дыхание. Дышим спокойно, глубоко. За счёт большего поступления кислорода в кровь, нервная система успокаивается.
4.Визуализация «Место, где мне хорошо».
5.На пятом этапе понимаете, что всё сделали правильно, Вы молодцы))).
Не бойтесь, говорить о своих страхах и переживаниях с мужем. Ведь вы одна семья и благополучие в семье зависит напрямую от вашего эмоционального состояния.
Вторая причина «психов» у ребёнка (вы и сами это понимаете) – это недостаток внимания с вашей стороны. Вам нужно понять, что девочке тоже необходимо ваше внимание. Поговорите с мужем и найдите время для игры с дочкой. Например, муж уходит на прогулку с сыном, а вы это время проводите с дочкой, только вдвоём. Говорите ей, что любите её, обнимайте, целуйте, а ребёнок всё будет чувствовать. Постепенно, вы заметите, что поведение у дочери изменится.
По поводу вашей болезни. Возможно, вам дано время для осознания, понимания, что делать дальше. Что касается работы, решать только вам. Как вариант, пообщайтесь с мужем на эту тему.
Виктория, желаю вам здоровья и всей вашей семье. Всего вам доброго и светлого!
С уважением, ваш психолог Полухина Е.