Про беспорядок и быстрые переключения 10 летней дочери.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Я мама дочки 10 лет. Может быть это нормально в этом возрасте, но. Хочу разобраться с такими моментами:
1.Поручения и просьбы вылетают через из головы через 5 секунд. Шла в комнату, забыла, зачем пришла. Залипла на чём-то. "А, ой"
2. Уже третий год пытаюсь добиться, чтобы САМА без напоминаний чистила кошкин лоток. Она помнит, но не делает. (Собственно, так во всём - я что-то прошу, напоминаю, напоминаю ещё... В ответ раздраженно "да помню я! " и понеслааась... Но если не напомнить, то и сделано не будет.
3. Переключения. Быстрые переключения в увлечениях. Вчера она плела браслеты из бисера, набрала ворох заказов. Сегодня ей приспичило снимать видео на канал. Полно идей, обещаний "теперь каждую субботу на моем канале будет вот это!". Завтра, хоть убейся, буду снимать бумажную кухню в тик-ток! А ещё у неё куча маркеров, скетчбуков для рисования. Гора личных дневников (знаете такие с рисунками вырезками, списками, наклейками. Больше дружеский, чем личный) И этим всем тоже хочется заниматься. И параллельно с этим ещё миллион интересов постоянно возникает. Я понимаю, что это прекрасно. Любознательность, интерес. Но это неконтролируемо. Пообещала - сделай (заказы на фенечки) Это же завалены все поверхности в детской, часто в разгар творчества и в зале. Ещё утром она собиралась после школы плести браслет, но в обед она уже передумала и перерисовывает бумажную кухню. А неоконченный браслет так и грустит третью неделю... И это покупки то одного, то другого. И все надо где-то хранить.
При чем она может сконцентрироваться и просидеть за делом несколько часов, пока не закончит. Но если не закончит сегодня, то не закончит уже никогда. Ну или через месяц, два, три, потому что обещала же (если есть этот фактор).
Например, она печёт торты. Здесь она доводит до результата. Потому что никуда не денешься. Начала - надо закончить. Есть срок, когда этот торт должен быть готов. Есть технология. Есть человек, которого она хочет порадовать. Находится и время, и силы, и мотивация.
Но в остальном ?
4. Не могу приучить к рутинам. С детского сада мы пишем эти распорядки, что за чем следует. Не приживаются. Я не понимаю что сложного: пришла со школы - почистила этот чёртов лоток, чтобы отстали и все спокойно. Приходишь домой, разделась - убери одежду на место.
Говорят, должны быть домашние обязанности. На кааак? Это же ходить за ней, напоминать, ругаться. Проще самой сделать. С первого класса не может привыкнуть собирать портфель сразу, как сделала уроки. Напоминаю. Но часто собирает уже перед выходом в школу.
Я не хочу даже заходить в детскую. Мой внутренний эстет кричит от ужаса, видя, какой хаос там творится. Она не замечает очевидных (видимо только для меня) вещей: грязный лоток, как только заходишь в туалет, забытый на кухонном столе учебник. Мне кажется, если что-то исчезнет из её комнаты, она этого даже не заметит.
В школе учится хорошо. Пару раз выходила отличницей в четверти.
Пробовали и систему поощрений, и штрафов. Слабовато работает. Она вроде бы и не против быть организованной девочкой, но не получается. Поэтому мне кажется, дело в неустойчивой концентрации (или как это называется) или тому подобное.
Ну в общем, я хочу понять - все нормально и это со мной что-то не так, я многого хочу или выбираю неправильную тактику? Или это как-то связано с неполадками в головном мозге ребёнка и нам надо к нейропсихологу? Или дело в чем-то ещё?
Заранее спасибо)
Автор вопроса: Софи Возраст: 36

На вопрос отвечает психолог Наумкина Елена Александровна.
Добрый день, Софи.
Основываясь на вашем письме хочу сказать, что у Вас прекрасная дочь и Вы – отличная и любящая мама! Я прекрасно понимаю Ваше волнение и раздражение по поводу всего, о чем Вы пишите.
Софи, у Вас нормальная дочь. Да, она увлекающийся ребенок, но ничего плохого в этом нет. Если Вы понимаете, что Вас это слишком сильно беспокоит, то посетите очно нейропсихолога или невролога для Вашего успокоения. Т.к. по письму я все равно не смогу вам сказать со 100% уверенностью, да и психологи диагнозов не ставят.
Я понимаю, Вы очень хотите воспитать в ней ответственность и некую системность в поступках и действиях. Но прошу Вас не забывать, что все люди очень разные. Подумайте, что действительно Вы хотите от дочери и главное зачем? Я бы рекомендовала найти вместе с дочерью для нее такие обязанности, которые она бы считала важными и при невыполнении в срок которых Вы лично бы не так сильно переживали.
Объясню почему. Скорее всего Вы хотели бы чтобы дочь стала более ответственной. Для этого Вы хотите что-то ей поручить (например сейчас это уборка кошачьего лотка). Для того чтобы дочь поняла, что такое ответственность она должна столкнуться с последствиями своих решений. Нужно разрешить ей набить свои шишки, как бы тяжело иногда нам это не давалось. Например: она не убрала во время лоток, киска не выдержала и сходила куда то еще – и это тоже убирает тогда она (предупредите дочь об этом) и Вы не вмешиваетесь. Хоть неделю пусть лежит. Замечательно, если это случиться у нее в комнате. Можно напоминать, но аккуратно.
Поэтому подумайте какие именно обязанности ей можно было бы передать, чтоб последствия для дочки были, а Вы на них не так остро реагировали. Еще раз повторюсь, что обязательно обсудите и предупредите что может случиться, но не назидательно. И потом не используйте – «А… Я же тебе говорила…». Поддержите и скажите, что Вы верите, что она обязательно справится с тем, что случилось.
Есть и еще одна сторона данного обстоятельства. Ваша дочь умеет выбирать себя. Скажите, как часто Вы разрешали себе что-то не делать? Выбирали отдохнуть и посмотреть кино, а не мыть посуду (просто пример). Наше поколение воспитано через надо, зачастую мы забываем о себе, своих желаниях и хотелках. А ваша дочь это умеет и практикует. И это история не про эгоизм. Наши дети очень часто учат нас. И все их особенности и поведение далеко не случайны. Они наше отражение. То, что Вас так сильно задевает, именно на это и обратите внимание, поверните на себя. Возможно, что именно это Вы себе и не позволяете.
Софи, Вы очень много пишете про увлечения Вашей дочери. Это прекрасно, что она такой любознательный ребенок и уже столько всего умеет в ее возрасте. Я вижу, Вас сильно беспокоит, что она не доводит свои увлечения до какого-то конца. Но посмотрите на это с другой стороны. Сейчас мы живем в ужасно быстро меняющемся мире и в нем лучше всего устраиваются люди, кто умеет быстро приспособиться под новые обстоятельства.
Давайте проанализируем: она в свои 10 лет уже умеет плести фенечки, печь торты! (многие взрослые женщины не умеют), придумать, спродюссировать, сделать и снять бумажную кухню и, наверняка, список можно продолжить. Да, возможно, до конца она эти умения не реализует, потому что не видит в этом ценности в определенный момент. Но она ищет себя, а в процессе приобретает навыки и главное не боится их транслировать. Продает фенечки, печет кому то торты… А это не менее важно. Если это не спугнуть, она не будет бояться реализовываться и в дальнейшем.
Условно в мире мы можем разделить людей на 2 типа: сканеры и дайверы. Сканеры – это ваша дочь. Они изучают море всего, постоянно чем-то увлечены, но эти увлечения меняются. У них множество знаний из разных областей жизни. Они загорелись и действуют. Им не важно что знания по данному направлению они только начали приобретать.
А есть дайверы, кто глубинно изучает какое-то одно направление почти всю жизнь. Да, они высококлассные специалисты, но на сколько это хорошо… Они могут быть часто подвержены так называемому синдрому самозванца, когда я еще не слишком хорош, пойду ка еще вот тут подучусь и так до бесконечности. Зачастую могут бояться действовать. А в текущем мире еще и воникают сложности с тем, что сегодня эта профессия есть, а завтра нет. И что тогда?
Нет хорошего и плохого типа – у каждого есть свои недостатки и это прекрасно, что мы все на столько разнообразны.
Софи, принимайте дочь такой, какая она есть! Работайте над собой с ее помощью. И она будет меняться вместе с вами. Ведь другого человека мы изменить не можем, но зато можем работать над собой. А такая работа всегда несет изменения и во вне.
С уважением,
Елена