Беременность, срывы на двух маленьких детях

Вопрос психологу:
Здравствуйте, прошу прощения, в моей жизни в данный момент сложный период, я беременна, у меня двое маленьких детей, муж вечно на работе, у меня вечные срывы, могу поднять руку на детей, хотя они ни в чем не виноваты, супруг помогает по возможности, по вечерам после работы, помыть, накормить детей, все, дальше я сама, при этом он ждет и требует от меня спокойствия, какое спокойствие, когда я на детях своих срываюсь от усталости.
Старшая дочь 3.5 года это все видит, уже что то понимает, мне страшно что у нее это все останется в памяти на всю жизнь, младший капризный очень(приемный малыш, взяла опеку над племянником), просила у мамы помощи, у супруга, но у каждого свои дела, работа. И самое интересное что в здравом уме я все это понимаю, но эмоции спали брать вверх почти каждый день, я могу накричать на мужа на ровном месте, сказать ребенку грубость на его обычную просьбу, дать по заднице младшему, что бы он уснул быстрее, хотя они не виноваты, он начинает от этого орать, именно орать, слез нет, мне страшно что думают соседи в такие моменты, мне больше страшно за малыша внутри, он это все слышит, чувствует, начинаю раздражаться еще больше, я плохая мать, я не могу уберечь своих детей от своих личных нервов и срывов, мне уже кажется что кроме самой себя, я и дети никому не нужны, как взять себя в руки, я понимаю что все временно, но мне очень страшно, что за мои сдвиги будут отвечать или дети и я в будущем?
Автор вопроса: Алина Возраст: 30

На вопрос отвечает психолог Чеканова Елена Владимировна.
Алина, спасибо, что поделились!
Я понимаю Вашу боль и страхи.
Но Вы все равно хорошая мать, даже если не в самой лучшей своей форме, заряженная фейерверками из усталости, тревоги, гормонов и много чего еще.
Спокойствие, о котором говорит Ваш супруг (если перевести, он для Вас желает этого спокойствия), вряд ли может себе позволить семья с тремя детьми. Спокойствие - результат большого процесса, требующего времени, усилий, терпения, понимания, а также некоторых изменений. Здесь понадобится помощь. Об этом немного позже расскажу.
Дети, помимо того, что это огромное счастье, еще и колоссальная нагрузка. Она не бывает легкой и всегда идет на вырост для любого человека.
Каждый ребенок рождается вместе с родителем. Ни у кого нет форы. Каждый раз все заново, на новых условиях, по новым правилам.
Новый член семьи, будь то усыновленный малыш или родившийся - это дополнительный стресс для семьи.
Учитывайте как факт, но не отчаивайтесь.
Без ошибок, за которые потом неловко и даже стыдно, такой сложнейший процесс, как выращивание новых людей) не обходится.
Но Вы всегда можете разговаривать со своими детьми, признавать свои ошибки, утирать им слезы, обнимать, объяснять, что Вам жаль, что Вы были не правы.
Говорите детям, что любите их.
Любви никогда не бывает в избытке.
Держите этот фокус.
Важно начинать регулярно вести себя, как Вы хотели бы, чтобы у Вас с детьми было (даже если не получается, даже если они не слушаются). Здесь не так важен результат, как сам процесс. Попробуйте освоиться в этом бесконечном хаосе так, чтобы Вас это перестало напрягать.
Неидеальны, но счастливы. Как Вам такой вариант развития событий?
Проанализируйте то, что с Вами уже случилось. Вспомните те ситуации, которые Вы бы хотели исправить. Что мешает? Так ли важно сейчас то, из-за чего Вы переживали совсем недавно?
Бывает, что оглянувшись на прежние события, можно увидеть некую закономерность. Проследив ее, Вы сможете внести правки в свою ежедневную рутину.
Что бы Вы сказали, как поступили в том или ином случае, если бы нужно было показать кому-то, как нужно?
Не бить, не кричать. Это понятно.
А как тогда?
Начните с малого. Возьмите какую-то одну, не самую сложную повторяющуюся ситуацию и работайте над ней.
Важна системность.
Тренируйте в себе и прививайте детям терпение, настойчивость, последовательность.
Если не получится сразу, не беда! Выдохните, обязательно похвалите себя за огромный труд и вернитесь к терпению, настойчивости и последовательности.
Не забывайте, что не только Вам может быть сложно научиться чему-то новому, непривычному. Детям тоже нужно время на обучение и достаточно повторов одного и того же поведения, чтобы оно усвоилось.
Начинать лучше на простых ситуациях, чтобы Вы легко освоили новые способы саморегуляции, научились вместе разрешать большую часть проблем еще на стадии их развития. А те, что выводят Вас из эмоционального равновесия, станет гораздо проще переносить и разрешать, когда будет развит основной навык.
Учитесь злиться по-немногу, а не накапливая и вымещая зло стихийно на ком-то конкретном. Говорите о том, что с Вами происходит, не обвиняя себя или кого-то еще. Если Вы устали, плохо себя чувствуете, неудивительно, что Вы можете злиться. Это нормально! Но причины гораздо больше дают информации, чем сам факт злости. Добавьте конструктива. Попросите мужа о конкретной помощи, например, вынести мусор или убрать за собой вещи, посидеть с детьми, пока Вы в душе.
Полезно возвращаться к базовым супружеским функциям - просто обняться, чтобы почувствовать себя лучше.
Важно давать друг другу обратную связь о том, как это ценно и приятно, пусть и не решает проблем глобально.
Не менее важно, чтобы дети понимали, что происходит, что они не виноваты в Вашем накопившемся состоянии напряжения, усталости и уж тем более, в том, что Вы злитесь. Все люди злятся.
Если Вы злитесь, пусть они знают, что эта эмоция есть и учатся вместе с Вами распознавать, называть, проживать и отпускать свои чувства безопасно для себя и других.
Ни в коем случае не нужно пытаться их подавлять.
Говорите как оно есть: "Я очень злюсь сейчас".
Можете отойти, подышать на четыре счета, образовав мысленно "Квадрат дыхания": вдох, задержка дыхания, выдох, снова задержка дыхания.
Представьте свое состояние.
Например, когда Вы начинаете упражнение, этот квадрат красный, огненный, если Вы злитесь.
По мере того, как Вы продолжаете дышать, интенсивность цвета будет снижаться и квадрат станет прозрачным.
А возможно, Вы заметите, что его цвет будет меняться.
Понаблюдайте, какой цвет для Вас что означает.
Может Вы узнаете, какого цвета Ваша тревога, грусть, усталость.
Повторите упражнение столько раз, чтобы прочувствовать свое состояние и постепенно нормализовать его.
- Кричите в подушку, бейте, бросайте на пол, топчите ногами. Она поймет)
- Напишите или нарисуйте на бумаге всё, что думаете и чувствуете, почеркайте и скомкайте лист, швырните его в стену.
- Отслеживайте все свои чувства, пробуйте поймать негативные на моменте легкого дискомфорта, до наступления эмоционального пика.
Так будет гораздо проще справляться, вовремя регулируя свое состояние.
Я ценю Вашу ответственность, критический взгляд на то, что происходит с Вами и озабоченность тем, как это может отражаться на детях.
Поэтому предлагаю Вам прямо сейчас начать практиковать самое важное - нужно позаботиться о себе, понять себя и простить.
Вы сможете одержать победу над многими ситуациями, но Вашим детям всегда будет с чем пойти к психологу.
Примите это.
А также постарайтесь максимально близко к сердцу принять, что Вы хорошая мать, Вы делаете все, что можете и даже больше. Вы должны это признавать и ценить, ведь окружающие никогда не смогут встать на Ваше место.
Из такой позиции принятия и любви к себе, гораздо эффективнее работать над любыми трудностями.
Отнеситесь к этому максимально серьезно!
Если сложно пока наладить диалог с самой собой, попробуйте сделать так.
Каждый раз, когда у Вас случается какой-то "промах", первым делом позаботьтесь о том, чтобы максимально привести себя в чувства, представьте, что кто-то очень значимый и любящий, а может, кто-то из Вашего воображения (герой фильма, который говорил то, что Вы бы хотели услышать) говорит именно Вам очень нужные слова.
Подумайте, как бы Вы хотели, чтобы Вас поддержали в трудный момент. Вы лучше всех знаете, что Вам нужно, дайте это себе в виде тех самых слов поддержки и заботы о себе.
Когда обретете главную опору внутри себя, остальные недостающие ищите вовне.
В сообществе молодых или уже опытных мам, к примеру. Знакомьтесь, ищите близких по духу, общайтесь, поддерживайте друг друга. Это дает подтверждение, что проблемы не надуманные, что мамой быть естественно и никто лучше Вас не справится. Но нельзя игнорировать, что это тяжкий труд на минном поле, где всегда можно допустить ошибку. Мамы Вас поймут и поддержат как никто.
Если родные не могут помочь Вам во всем, это не значит, что Вы обязаны самостоятельно решать все вопросы. Возьмите управление в свои руки и найдите, кому можно доверить некоторые свои обязанности, наняв на работу.
Это только на первый взгляд кажется дичью.
Потом поймете, что дичь - это пожалеть денег на помощника, сэкономив на отпуск или какую-то еще покупку, которых Вы даже не заметите, не говоря уже о том, чтобы порадоваться, будучи в состоянии усталости.
Нужно найти няню/репетитора/помощницу по дому, а лучше, чтобы все трое были у Вас в телефоне в качестве подмоги, чтобы если не сможет один, Вы могли обратиться к другому.
Кто это будет, не так важно, для Вас главное - делегировать часть своих обязанностей кому-то еще. Пока Вы еще не родили, нужно найти этого человека.
С помощницей по дому все просто - Вы показываете ей, что нужно сделать, а сами переключаетесь на детей, уделяя им достаточно своего внимания, сняв с себя небольшую часть обязанностей.
Это помогает перестать тащить на себе все.
За деньги этот процесс бывает проще наладить, чем заставить мужа помочь или просить кого-то из родственников.
Пусть репетитор занимается со старшим ребенком развивающими занятиями.
Тем временем, Вы сможете уделить время другому малышу.
Если получится задействовать обоих деток - отлично.
Это даст Вам время отдохнуть, прийти в себя.
Не старайтесь выдраить за это время весь дом, наготовить на месяц вперед и так далее.
Это небольшое время только для Вас, когда Вы можете стать спокойнее, выдохнуть.
Если это будет няня, Вы получите помощь, находясь с детьми вдвоем, а также сможете присмотреться к ней, понять, что Вы готовы ей поручить в свое отсутствие.
Когда родится третий малыш, времени станет меньше. Вам понадобится помощь. Пусть это будет тот, кому не только Вы сможете доверять. Детям тоже понадобится время, чтобы привыкнуть.
Обратитесь к психологу!
В такие непростые времена поддержка специалиста будет очень кстати. Это то, что поможет решить многие проблемы гораздо проще, без лишних переживаний и драм.