Страхи начинать и продолжать что-то новое.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, меня зовут Ирина, мне 29 лет. Суть моего вопроса в том, что я постоянно в голове перебираю кем я хочу быть. Пробовала разные варианты профессии и хобби.(художник, фотограф, продавец, спорт инструктор, швея..) Мне кажется, что выучилась, я не на ту профессию(художник). И даже когда в школе всех спрашивали кем хотите стать я не знала, кем я хочу быть? Сейчас я сижу дома в декрете, младшей дочке 2 года, но скоро пора выходить на работу, а вариантов в голове нет. Я бы очень хотела реализовать себя в профессиональном плане. Когда в студенчестве, я подрабатывала фотографом, одни из моих клиентов меня сильно раскритиковали, хотя в начале на предпросмотре фото им все нравилось. Для меня это было сильное потрясение, после того случая я не брала в руки камеру год или больше. Сейчас я немного фотографирую, но для себя. И даже когда делаю фото для близких друзей и знакомых, сильно боюсь их критики. Мне кажется, что больше я не смогу себя реализовать и если не муж не смогу прокормить своих детей. Все вокруг говорят, что я талантлива, но толку если я не в силах зарабатывать. Мня это жутко бесит. И последнее время, мне мне кажется, что мысли о том, что я не могу определиться кем хочу быть становятся навязчивыми, я буквально каждую минуту о этом думаю, просыпаюсь и засыпаю с одной мыслю. Я что-то начинаю новое, в голове придумываю как это будет и не довожу до конца. И мне все надоедает очень быстро в течении 2-3 дней, я понимаю что не смогу долго чем то одним заниматься. Как мне избавиться от этого?
Автор вопроса: Ирина Возраст: 29

На вопрос отвечает психолог Инкина Оксана Николаевна.
Здравствуйте, Ирина!
Даже если вы вдруг поняли, что выучились не на ту профессию, в этом нет ничего страшного.
Еще находясь в декрете, можете получить другую профессию, кстати, можно даже бесплатно от центра занятости.
В школе мало кто из детей представляет себе, кем он хочет быть. А вот - почему, вопрос конечно интересный. Я много общаюсь со студентами в вузе, поскольку еще работаю преподавателем, и 70 % из них уже обучаясь в вузе, плохо понимают, кем они хотят быть, так что - вы не одиноки. Однако я не считаю, что это нормально и надо с этим смириться. Напротив!
Если разматывать ленту времени обратно в ваше прошлое, можно найти ту отправную точку, когда вы перестали хотеть кем-то быть. Маленькие дети скорее мечтают о многих профессиях, им все хочется успеть и попробовать, но потом в эти мечты вмешиваются взрослые и начинают давить своими «Я знаю как надо, я знаю как лучше». И тогда ребенок либо перестает мечтать о будущей профессии, если она не одобряется родителем, либо выбирает эту профессию, но делает все, чтобы оправдать ожидания родителей, становится неуспешным в этой сфере и тогда родитель может сказать «Я же говорил, что тебе это не нужно».
Иногда разница профессиональных интересов и видения будущего родителей и ребенка может быть настолько сильной, что ребенок вообще перестает понимать и распознавать свои интересы, соглашается на выбор родителей и начинаются бесконечные внутриличностные конфликты, которые вытекают в мысль «ненавижу эту работу, но уйти не могу, а почему не знаю». То что вы задумались об этой ситуации и начали в ней разбираться, очень хорошо.
Что конкретно повлияло на ваше профессиональное определение, сказать сложно, хорошо бы конечно побеседовать с вами лично и прояснить ситуацию.
Что еще стоит отметить из вашего письма, так это вашу ориентацию на внешнее одобрение результатов и зависимость от этого одобрения, то есть очень низкая вера в свой талант, недооценка своих способностей, нет ориентиров на адекватную оценку своего труда. Ведь, возможно и такое, что клиенты были не правы, а вы перестали заниматься любимым делом. Ведь фотограф не волшебник и даже не художник, и не может преобразить внешность.
В некоторых теориях мотивации достижений выделяют два вида: мотивация на успех и мотивация на избегание неудачи. На мой взгляд, у вас преобладает мотивация избегания: лучше и не буду начинать, тогда не будет разочарования. Вряд ли такую мотивацию сформировал единственный случай неудачи с фотографиями, скорее всего этот случай лишь закрепил уже сформировавшуюся мотивацию, а вот формирование началось гораздо раньше, и с этим хорошо бы поразбираться с психологом.
Вы пишите: «И последнее время, мне кажется, что мысли о том, что я не могу определиться кем хочу быть становятся навязчивыми, я буквально каждую минуту о этом думаю, просыпаюсь и засыпаю с одной мыслю. Я что-то начинаю новое, в голове придумываю как это будет и не довожу до конца.». Так и до невроза себя довести можно. За вашими мыслями, невозможностью определиться, скорее всего, стоит страх, родительские запреты и установки (например, установка – художник должен быть голодным). Нужно выяснить чего вы боитесь на самом деле. К сожалению, угадать этот страх заочно я не могу, так как у каждого человека он свой. Чтобы попытаться к нему приблизиться можно поотвечать самой на цепочку вопросов: Что самого страшного произойдет, если вы займетесь тем, чем хотите? Что произойдет если вы доведете до конца то, что вам понравилось, захотелось делать. Что будет если вы поменяете профессию? Что будет, если вы согласитесь, что выбрали профессию не правильно и с кем, кстати согласитесь? Что будет, если вы не сможете прокормить детей одна? Перестанут ли вас любить близкие, если начнут критиковать то, чем вы занимаетесь?
Возможно, ответы вас удивят, а возможно вы увидите, что это ваши детские страхи и вы уже теперь став взрослой, переросли их, просто боитесь по привычке.
Будет сложно самой разобраться, приходите на скайп-консультацию, буду рада помочь!