У меня выученная беспомощность. Как жить и найти себя?

Вопрос психологу:
Думаю, я имею дело с выученной беспомощностью.
Родители меня любили, но неосознанно сделали неприспособленной к жизни. Проблем было две: обрывание возможностей и поощрение моих нежеланий вместо поддержки. Наверное, некоторые моменты я переживала так сильно в детстве, что они отложились в моей голове сильнее, чем приятные события. Одними из первых воспоминаний как раз являются пара случаев, связанных с детской обидой на родителей: моя старшая сестра занималась танцами, разумеется, я тоже хотела, но мама была категорически против, т.к. я часто болею и буду пропускать занятия; другое - я очень хотела ролики, ждала и просила их на каждый праздник, но родители отказывались покупать, потому что я маленькая, не смогу на них кататься, а стоят они дорого. Я перестала просить, и спустя несколько лет в день рождения мама сказала, что мы поедем за роликами, но я отказалась, так как уже давно их не хотела, хотя по большей части, я их боялась, так как уже понимала сложность катания на них, и в тот момент, мне хотелось плакать, потому что я уже понимала, что упустила тот момент, когда могла на них встать и научиться, но теперь не сделаю этого никогда. Позже мои походы на фитнес танцы заканчивались с первым же моим "не хочу" (после первого занятия, т.к. я уставала, а на танцах мы бегали, прыгали, но не танцевали), в театральной студии я продержалась больше полугода, мечтала там заниматься, но спугнуло меня выступление. Даже уплаченные деньги не удерживали. "Не хочешь - не надо" - мне и сейчас хочется так же решать проблемы, другого выходы я не знаю: либо терпеть, страдать, ныть каждый день и засыпать с желание не проснуться, либо всё бросить. Второй вариант я считаю правильнее: нельзя мучить себя и заниматься тем, что не нравится, но это дело когда это касается хобби, а другое работы - бросить можно, но как жить дальше, на что менять? Когда-то я безответственно отнеслась к выбору специальности. После 9 класса одноклассница предложила мне поступать вместе с ней в художественное училище. Я размечталась, воодушевилась, нарисовала картину, как учусь на факультете архитектуры, а потом поступаю в универ, но мама была категорична: 1) с этой девочкой я сопьюсь, скурюсь 2) рано мне уезжать в другой город и жить в общаге 3) "не позорься. Что такое 9 классов? Иди в 10" 4) "архитекторы не нужны, ты не найдешь работу". Последняя фраза, наверное, испортила всё больше всего, ведь я могла бы ходить на доп занятия и попробовать поступить в универ после окончания школы, но эту идею я забросила, и очень жалела, особенно, учась в универе. Всегда говорила, что не буду экономистом 100%, но именно на экономику я и поступила, через слёзы, т.к. не хотела, и училась через слёзы, с постоянным желанием бросить, со слезами же и работаю (Всё, что для меня сложно и не знакомо, я делаю со слезами). Я считаю эту специальность очень хорошей и универсальной. Выбор работы по данному образованию огромный, есть возможность развиваться, строить карьеру, много зарабатывать - идеально, но мне не нравится абсолютно, сложно, непонятно, неинтересно, слишком ответственно (хоть мне и говорят "относись проще" - не могу). Чего я хочу? Не знаю. Я работаю в хорошей компании, холдинге, имею возможность получить ценный опыт, но нужно ли оно мне, если от этой работы у меня депрессия, если я не хочу заниматься в этом в будущем? Боюсь, что если брошу, то буду жалеть, что упустила шанс, да и на что менять не знаю, нет никаких желаний, хочется лишь жить в своё удовольствие, иметь много свободного времени. Многие сейчас делают ногти, думаю, может хоть на это я способна, но в то же время боюсь, что не получится, не понравится и окажется, что я зря бросила свою работу. А ещё меня беспокоит чужое мнение и в особенности близких мне людей. Мама и сестра заложили в меня это "не позорься, ты достойна большего" (скорее означает "не позорь меня") и почему-то я пытаюсь оправдать их ожидания. Я не пытаюсь кому-то что-то доказать, что я могу, я справлюсь - чаще другие люди пытаются меня в этом убедить. По этому принципу живёт моя сестра, она ставит цель и идет к ней, и всегда говорила мне, что выбирать нужно то, что сложнее, но мой взгляд на жизнь совершенно противоположный: мне всё давалось легче, чем ей, поэтому я никогда не старалась прыгнуть выше головы и не тратила силы на то, что не получается с легкостью и удовольствием, но сейчас почему-то именно этим я и занимаюсь, чтобы не столкнуться с неодобрением и насмешкой. Как мне выбраться из этого? Как начать жить, а не выживать? Сейчас у меня даже нет сил и желания чем-то заниматься после работы и в выходные, морально я истощена, думаю только о работе и о том, как ненавижу её, плачу, не могу переключиться на что-то другое. Внутри будто комок напряжения.
Автор вопроса: Марина Возраст: 24

На вопрос отвечает психолог Павловская Гражина Чеславовна.
Добрый день, Марина!
Вы очень осознанно и глубоко описали свой сценарий. Это именно он, потому что повторяется всё: трудное дело (желание/мечта/цель), ваше нежелание этим заниматься, оправдания - бросание...
Важным моментом мне показался эпизод с роликами: вы страстно хотели их и до какого-то момента "не знали", что это сложно и потенциально травматично. Но потом "поверили" тем, кто вас опекал. "...в тот момент, мне хотелось плакать, потому что я уже понимала, что упустила тот момент, когда могла на них встать и научиться, но теперь не сделаю этого никогда". Упустили тот момент, когда были готовы идти за своим желанием и приняли чужую точку зрения. И она стала - "вашей". Так впитывается чужое содержание в психику - через установки извне, в том числе.
"Не хочешь - не надо" - мне и сейчас хочется так же решать проблемы, другого выходы я не знаю: либо терпеть, страдать, ныть каждый день и засыпать с желанием не проснуться, либо всё бросить". С этим "не хочешь - не надо" я тоже согласна. Но! Важно ОТДЕЛЯТЬ СВОИ ЖЕЛАНИЯ ОТ ЧУЖИХ.
"Когда-то я безответственно отнеслась к выбору специальности" - и это другое содержание поступило тоже извне - от одноклассницы...
"Мама и сестра заложили в меня это "не позорься, ты достойна большего" (скорее означает "не позорь меня") и почему-то я пытаюсь оправдать их ожидания". Вот это "почему-то" важно! Что побуждает вас оправдывать их ожидания? Это "что" мешает вам доверять себе и своим желаниям...
Выражаете ли вы так им свою преданность? Почувствуете ли себя "белой вороной" в семье, если пойдете мастером маникюра? Что будет, если вы "опозорите" их? Как сложатся ваши отношения?
"Я никогда не старалась прыгнуть выше головы и не тратила силы на то, что не получается с легкостью и удовольствием, но сейчас почему-то именно этим я и занимаюсь, чтобы не столкнуться с неодобрением и насмешкой". Что самое страшное для вас в неодобрении и насмешке? Чувство отверженности и одиночества? Ощущение несостоятельности? Чувство вины перед близкими?
Ваша задача - выдержать неодобрение и насмешку - потому что именно от них, судя по всему, вы и убегали долгое время. Но то, от чего мы бежим, настигает нас - уже изнутри. Одобряете ли вы себя, когда ненавидите свою работу и живете по чужим установкам? Разрешаете ли вы себе бросить ненавидимую работу? Нет, теперь вы стали "строгой мамой" для самой себя. Рано или поздно то, что нам транслируют близкие и родные, мы начинаем сами "вырабатывать" в себе...
...Спусковым крючком вашего сценария мне видится сильное желание, которое не получило удовлетворения - и тогда вы ощутили всю меру своей зависимости от родных (возможно, не только от них). Да, ребенок и правда всегда зависим - у него нет выбора. И эта выученная беспомощность переносится во взрослую жизнь бессознательно. безопаснее - не хотеть. Потому что хотеть и не получить - слишком больно.
...Ситуацию можно взять в руки.
Важно:
1) Найти способ прожить детскую обиду на маму и сестру (написание писем, рисование, говорение вслух, дневник)). И сделать это столько раз, сколько нужно.
2) "Боюсь, что если брошу, то буду жалеть, что упустила шанс, да и на что менять не знаю, нет никаких желаний, хочется лишь жить в своё удовольствие, иметь много свободного времени". Подумайте, на что бы вы потратили это время? Что бы доставило вам удовольствие, если бы у вас было много свободного времени?
Попробуйте составить для себя список желаний: чего я хочу? Без оглядки на обстоятельства (реально/нереально). Просто: чего я хочу? И внести туда все, что пришло в голову, материальное и нематериальное. Мелочей здесь нет.
3) Попробуйте начать уважительно относиться к самой себе. Например, мысленно пожелать себе приятного аппетита перед обедом - плюс тысячи приятных мелочей: от заботы о здоровье (витамины и соки раз в день/2 дня/неделю) до покупки новой радующей вас мелочи. Это называется - стать заботливой мамой тому обиженному ребенку внутри вас, который запомнил, что взрослые не выполняют его желания...
4) Подумать о том, что решение - всегда потеря второго варианта. Выбирая, вы все равно потеряете. Если вы выбираете работу экономиста, теряете карьеру мастера по маникюру. Если вы мастер по маникюру - вы теряете карьеру экономиста... Фатальных выборов не существует... Если выбор делается изнутри, самим человеком, он происходит безболезненно.
Это то, что можно практиковать самой, без психолога.