Когда на меня кричит начальник, я улыбаюсь, это нормально?

Вопрос психологу:
Добрый день, уважаемые психологи! Мне тридцать три года, я женат, есть ребенок.
В данной момент я работаю в производственном заводе заместителем директора. Проблема такая (вообще то это не проблема, а привычка. Но хорошая или плохая я не знаю). Дело в том что, когда мне начальник кричит, я улыбаюсь и это происходить на совещании. Я конечно постараюсь скрыть свою эмоцию, но у меня не получается. Этот привычка давно у меня такая. Моему сыну три годика. Он тоже такой. Когда он что то делает не хорошо, бывает что я поднимаю голос. А он как я улыбается ))). Вот вопрос такой. Это нормально ? Жена говорить что у меня с психикой не все в порядке. Кстати с женой тоже такая ситуация ))). Можете мне объяснить. Чем это связана? Есть последствие? Если есть, то какие ? На счет меня: имею академический степень, PhD доктор, работа отличная. Подробно о привычке: если я что то накосячил, тогда я не улыбаюсь)). Если я делал все правильно, если у меня есть поводы я улыбаюсь. Эти действие касается только когда начальник орет или ругает матом))). Были моменты когда, начальник выгнал меня за то что, я ему улыбаюсь. И это было на совещании. При этом мой должность был начальником производства (Сейчас я уволился с этой работы). Я недавно устроился на новую работу на должности заместителя директора. Пока такого конфликта еще не случилось. Подскажите что мне делать. Но вопрос еще: мне стоить говорить о привычке или не стоить? Спасибо большое заранее за внимание к моему вопросу. Буду ждать вашего ответа. С уважением!!!
Автор вопроса: Биреу Возраст: 33

На вопрос отвечает психолог Чинючина Алина Равилевна.
Здравствуйте, Биреу!
Спешу успокоить: с психикой у вас все в порядке. Такое явление – непроизвольная улыбка при конфликте или ссоре - встречается достаточно часто.
Такая улыбка возникает как защитная реакция во время каких-то травмирующих человека событий. Чаще всего это – как в вашем случае – незаслуженная обида, «наезд» или просто ссора с человеком, который для вас важен. И которому, надо заметить отдельно, вы не можете ответить, потому что не хотите портить с ним отношения. Кстати, попробуйте понаблюдать, в конфликтах с какими именно людьми у вас еще проявляется это.
Срабатывает такая улыбка как защита при обесценивании ваших действий, мыслей или чувств, как реакция на страдания (особенно незаслуженные). Этот механизм формируется в детстве. О причинах его закрепления в вашем случае можно лишь догадываться. Возможно, взрослые вам запрещали открыто проявлять эмоции, когда ругали вас. Возможно, говорили что-то вроде «никому не показывай своих проблем» или «настоящие мужчины не плачут». Возможно, в каком-то случае в детстве или подростковом возрасте вы перенесли сильное эмоциональное потрясение, но не имели возможности выплеснуть свои чувства. Возможно, вам запрещали быть слабым. Для того, чтобы раскопать и убрать это, к сожалению, нужна длительная и глубокая работа с психологом. Но вы можете самостоятельно постараться вспомнить это и найти тот момент, когда этот механизм стал формироваться.
В случаях, когда эта улыбка возникает, вы, возможно, таким образом пытаетесь показать окружающим, что ничего такого особенного не произошло, что вам все равно, вы не обиделись, не переживаете, не злитесь, все пустяки. В случае с вашим начальником и несправедливым обвинением – если у вас нет косяков, то оно ведь несправедливое, верно? – у вас, видимо, возникает внутри множество эмоций, но выплеснуть их вы не можете по причинам социальным (иерархия, боязнь потерять работу и мало ли что еще). Вот и улыбаетесь, давая сигнал: все пустяки, мне не больно. А ведь на самом деле больно? Вспомните такие ситуации, прислушайтесь к себе: что вы чувствуете внутри?
И еще. Чем меньше у человека в целом уверенности себе и чем ниже его самооценка, тем чаще возникает вот такая вот реакция на стресс.
Что касается вашего сына, то возможно, с ним случилось то же самое. Правда, он еще маленький, у него это будет легче исправить, тем более, что с детьми такого возраста это делается в игровой форме. Но здесь необходима работа детского психолога. И имейте в виду для себя как родитель: постарайтесь не запрещать сыну высказывать свои эмоции.
Что можете сделать вы для себя?
1. Признать, что вы нормальный, и это – нормальная защитная реакция организма
2. В таких ситуациях, когда эта улыбка возникает, постараться прислушиваться к себе (хотя бы на мгновение) и спрашивать себя: какие эмоции я сейчас чувствую?
3. Когда начальник прокричится, сказать ему спокойным и твердым тоном, что с вами так разговаривать нельзя. Потому что так правда нельзя, ни на кого, не только на вас.
4. Когда начальник уйдет из поля зрения и вы останетесь в спокойном месте, постараться вылить эти эмоции (безопасным для общества способом). Написать про них письмо. Почеркать на бумаге и разорвать этот лист. Просто порвать бумагу на клочки. Скомкать газетный лист и швырнуть его в стену. Помычать или даже покричать, если вы один. Глубоко вздохнуть и выдохнуть. Способов много.
5. Почаще напоминать себе, что вы хороший и заслуживаете право на уважение. Прямо вот каждый день. А лучше – несколько раз в день.
Но вообще лучше всего, конечно, проработать это с психологом, травма эта обычно слишком глубокая и уходит на уровень бессознательного.