Как можно научиться строить отношения с людьми, если это требуется в работе?

Вопрос психологу:
Постараюсь коротко описать проблему: я не умею общаться с людьми. Скоро мне исполнится 27, и по жизни я волк-одиночка. Друзей никогда не было, ни в детстве, ни во взрослой жизни, отношений с мужчинами тоже, и, честно говоря, никогда и не хотелось. Я очень увлекающийся человек, и время, проведенное за книжкой или альбомом для рисования мне куда ценнее, чем время, потраченное на пустые разговоры ни о чем. Но вот недавно возникла такая проблема: меня чуть не выгнали из университета из-за слишком "интровертного" характера. Я учусь в медицинском в Европе, и во время практики по детской и подростковой психиатрии мой куратор прямым текстом заявил, что они не могут держать в отделении студента, у которого у самого не все в порядке с головой (грубо говоря). Основная моя работа в качестве практиканта состояла в налаживании контакта с пациентами - подростками 14-16 лет, в большинстве с диагнозом клиническая депрессия и расстройства пищевого поведения. На контакт они не особенно идут даже с опытными докторами, что уж говорить обо мне. Я просто понятия не имею, как вообще познакомиться с человеком (даже взрослым и здоровым), как его разговорить, как не показаться скучной или, наоборот, назойливой. Из-за этого практика была провалена, и деканат настоятельно рекомендовал мне пойти к психиатру, т.к., по их мнению, у меня есть некий диагноз. На данный момент стоит вопрос о созыве так называемой комиссии на профнепригодность, хотя по всем остальным предметам успеваемость у меня нормальная и проблем никогда не возникало.
Подскажите, как можно научиться строить отношения с людьми, если это требуется в работе?
Спасибо. С уважением, Ира
Автор вопроса: Ирина Возраст: 27

На вопрос отвечает психолог Ракитская Марина Николаевна.
Здравствуйте, Ирина.
Вы понимаете, что сейчас мы с вами будем общаться? Вы мне объяснили свой вопрос, а я на него отвечаю. А если вы мне напишете комментарий, то это уже почти беседа.
А это значит, что вы можете общаться и с другими.
«Я просто понятия не имею, как вообще познакомиться с человеком (даже взрослым и здоровым), как его разговорить, как не показаться скучной или, наоборот, назойливой.»
В данном случае вы делаете выбор за другого человека. Вы не можете знать, что ему нравится, что он считает скучным. Если вы кому-то (случайно) не понравитесь, он скажет это сам.
Даже, предположим, вам сказали, что эта тема не интересная и скучная. Что можно сделать в таком случае?
Можно, например, поменять тему разговора, спросить человека, о чем бы он хотел поговорить.
Вот вы пишите следующее: «Я очень увлекающийся человек, и время, проведенное за книжкой или альбомом для рисования мне куда ценнее, чем время, потраченное на пустые разговоры ни о чем.» Это значит, что вы многим интересуетесь.
Здесь меня больше беспокоят «пустые разговоры ни о чем». На мой взгляд вы ОБЕСЦЕНИВАЕТЕ общение с другим человеком. Это может быть по разным причинам, и чтоб это понять нужно более досконально проработать эту тему (мало информации указали).
Давайте подумаем, что приносит нам общение? Общение – это обмен информации, этом обмен чувств и эмоций (возможно эти темы необходимо вам проработать). Общение – это двусторонний процесс. Вы отвечаете только за свою сторону: за свои эмоции и чувства.
Мне нравится, как знакомятся дети: понравились визуально друг другу, улыбнулись, спросили друг у друга имя и пошли играть вместе.
«Основная моя работа в качестве практиканта состояла в налаживании контакта с пациентами - подростками 14-16 лет, в большинстве с диагнозом клиническая депрессия и расстройства пищевого поведения.»
Как вы думаете, подростки захотели бы с вами пойти на контакт, если, например, вы б улыбались, говорили нежно и приветливо?
Улыбка говорит сама за себя. Это значит, что в разговоре оппонент будет чувствовать, что он приятен вам. Это удовлетворение базовых потребностей человека: потребности в любви и принятии.
Задание для вас следующее. Прийти в место, где можно увидеть встречающихся людей, понаблюдать (записать и потом перечитывать) за тем, как происходит встреча, знакомство, можно даже подслушать (в целях обучения) о чем они говорят.
Одномоментно сложно решить все вопросы. Я описала вам векторы, куда следует двигаться. Если необходима еще какая-нибудь помощь –буду рада помочь.
С уважением, Марина.