Тревожность перед совещанием или заданием. Стоит ли уходить с этой работы?

Вопрос психологу:
Добрый день.
Последние полгода постоянно чувствую тревожность на работе. Всего проработала на данном месте 1,6 года. В последний месяц все дошло до того, что просто со слезами на глазах иду на работу. Появились проблемы со сном, пропал аппетит, тошнит, часто болит голова, и если предстоит какое-либо совещание или требуется выполнить новое задание, то начинают дрожать руки. Постоянно чувствую тревожность от любого сообщения или звонка. Со всем этим могу справляться только успокоительными, которые почти перестали сейчас помогать. Работа, если рассматривать объективно, хорошая. Хорошие условия труда и оплата. Но перед каждым новым заданием я испытываю огромный страх и часто очень сильно виню себя когда не могу ответить или правильно выполнить задание. Постепенно полностью пропал интерес совершенствоваться в данной деятельности. На данный момент не могу толком понять чем вызвано такое мое состояние. Работа ли спровоцировала такое состояние или мое эмоциональное состояние влияет на работу. Не могу понять, что делать в данной ситуации, стоит ли уходить с этой работы? При этом на что ее заменить я не представляю. Не могу понять, что для меня будет хорошей работой, что мне нравится в жизни.
Автор вопроса: Анастасия Возраст: 25

На вопрос отвечает психолог Мачнева Мария Сергеевна.
Добрый день, Анастасия!
Мне очень жаль, что поход на работу вызывает у Вас столько негативных эмоций и неприятных ощущений! Особенно в ситуации, когда Вы говорите, что работа в целом хорошая. Звучит так, что в какой-то момент в Вашей жизни случилось нечто, что дало изначальный толчок для появления тревоги, которая с тех пор только росла и усиливалась. В подобных случаях иногда бывает так, что человек сам неосознанно поддерживает высокий уровень тревоги, даже если изначальный повод уже перестал быть актуальным. Поэтому для начала стоит все же разобраться с тем, что могло стать причиной первоначальной тревоги, и оценить, насколько эта проблема или ситуация остается важной для Вас в настоящий момент. А дальше будет необходимо понять, как Ваши текущие мысли и действия продолжают поддерживать Вашу тревогу, и постепенно отказаться от тех вещей, которые не дают Вашим переживаниям сойти на нет.
Постарайтесь вспомнить, когда Вы стали замечать первые признаки тревоги. Я так понимаю, это было где-то полгода назад? Что в то время происходило у Вас на работе и в жизни в целом? Случилось ли что-нибудь важное непосредственно до того, как возникли подобные переживания? Как Вы себе тогда объясняли свои реакции - из-за чего, на Ваш взгляд, Вы тревожились? Если Вам удалось найти первопричину своей тревоги, спросите себя, является ли она важной проблемой для Вас и сейчас. Если вдруг проблема действительно существует и продолжает Вас все это время волновать, подумайте о том, как Вы можете ее конструктивно решить. Что Вы можете предпринять, чтобы справиться с данными трудностями или уменьшить их влияние на свою жизнь? Постарайтесь составить список из нескольких практических шагов, которые Вы сможете для этого предпринять, и обязательно выполните эти действия.
А теперь попробуйте определить, что Вас продолжает тревожить сейчас. Почему Вы боитесь совещаний и новых заданий? Чем Вас пугают сообщения и звонки? Если Вам трудно сразу вспомнить, то в следующий раз, когда у Вас возникнет подобная тревога, спросите себя: чего я боюсь в данный момент? что плохого может произойти? что меня сейчас пугает больше всего? После чего оцените, действительно ли потенциальные негативные последствия будут настолько ужасными, как Вам кажется. Когда люди испытывают тревогу, они зачастую склонны видеть все в чрезмерно негативном свете и преувеличивать опасность или неприятность определенных ситуаций или событий, поэтому важно постараться быть максимально объективной при оценке пугающих мыслей и сценариев. Действительно ли то, чего Вы боитесь, может произойти? Насколько вероятно, что это случится? Если даже это произойдет, то что в этом будет настолько плохого? И что будет после этого? Как Вы будете жить после того, как случилось нечто, чего Вы опасались? Что изменится от этого в Вашей жизни? А что, наоборот, останется прежним? И как Вы сможете справиться с проблемной ситуацией, если она все же произойдет?
Наконец, подумайте о том, как Вы обычно реагируете на свою тревогу: помогают ли Вам Ваши мысли и действия в подобных ситуациях справиться со своим волнением или они лишь усиливают его? Например, Вы написали, что ругаете и вините себя, когда Вам не удается что-то сделать - что Вы после этого чувствуете? Удается ли Вам после этого что-то изменить или избежать подобной проблемы в будущем? Как правило, когда человек испытывает сильный стресс или тревогу, подобные самообвинения или, например, попытки как-то наказать себя за промахи оказываются малоэффективными и лишь ухудшают состояние человека. Для того, чтобы опробовать иной способ реагирования в подобных ситуациях, представьте, что к Вам подходит какой-то человек, с которым у Вас хорошие доверительные отношения - если у Вас сейчас нет в жизни такого человека, это может быть кто-то из Вашего прошлого или воображаемый персонаж - и рассказывает, что у него не получилось выполнить задание правильно, потому что он сильно переживал во время его исполнения. Что Вы скажете такому человеку? Будете ли Вы его ругать и критиковать или постараетесь поддержать? А теперь вспомните ситуацию, когда у Вас в последний раз что-то не получилось на работе или Вы чего-то не сделали, и скажите себе те же слова, которыми Вы бы пытались поддержать близкого Вам человека. Что Вы чувствуете в этот раз?
Отдельно стоит упомянуть, Вы можете испытывать более сильную тревогу, если заранее ожидаете, что Вам станет нехорошо или Вы будете ощущать дискомфорт в определенных условиях или ситуациях. Подобные предсказания зачастую становятся «самосбывающимся пророчеством»: сначала Вы ожидаете, что будете тревожиться; потом это действительно происходит, потому что Вы уже мысленно к этому подготовились и настроили себя на волнение; после чего Вы запоминаете, что действительно сильно беспокоились в данной ситуации, и порочный круг замыкается. В случае, если Вам свойственно размышлять подобным образом, стоит отслеживать те моменты, когда Вы начнете ожидать нового приступа тревоги, и отвлекать себя на то, что происходит с Вами в данный момент. Например, вместо того, чтобы переживать из-за того, что с Вами может случиться в будущем, назовите 5 предметов, которые Вы видите в этот момент перед собой. Потом 4 звука, которые Вы можете услышать вокруг себя. Какие 3 ощущения присутствуют в Вашем теле? Назовите 2 запаха, которые Вы можете уловить в такой ситуации. И, наконец, какой вкус Вы ощущаете?
Также хочу предложить Вам дыхательную технику, которую можно использовать в ситуации, когда Вы испытываете тревогу. Она состоит из двух частей, и желательно потренироваться их выполнять, когда Вы находитесь в спокойном состоянии, чтобы немного привыкнуть к новому способу дыхания. Итак, первое, что нужно научиться делать - это дышать с помощью живота, а не груди. Зачастую при тревоге дыхание становится частым и поверхностным, что не позволяет организму полностью насытиться кислородом, поэтому в такие моменты особенно важно дышать с помощью диафрагмы. Для того, чтобы этому научиться, сядьте поудобней и положите одну руку на грудь, а другую - на живот. А теперь постарайтесь дышать таким образом, чтобы на вдохе Ваша рука на животе немного приподнималась, а потом опускалась обратно на выдохе; при этом вторая рука на груди должна оставаться практически неподвижной. Можете представить, что Ваш живот - это воздушный шарик, который на вдохе наполняется воздухом и увеличивается в размере, а на выдохе сдувается обратно. Поначалу такой способ дыхания может показаться Вам непривычным, но со временем станет проще и комфортнее дышать именно так. Вторая часть техники заключается в том, чтобы сделать выдох в 2-4 раза длиннее, чем вдох. Для этого вдохните с помощью живота, а на выдохе сложите губы трубочкой и представьте, что Вы медленно выдыхаете через соломинку для коктейля. Повторите такой цикл «вдох-выдох» еще несколько раз - начинать лучше с небольшого удлинения выдоха и малого количества повторов - и оцените, изменилось ли что-то в Вашем состоянии.
В своем обращении Вы написали, что подумываете о смене работы. Вы говорите, что у Вас постепенно пропал интерес совершенствоваться в этой области. То есть раньше Вам хотелось учиться и развиваться в данной сфере деятельности? Подумайте над тем, что Вас изначально привлекло в этой работе и нравилась ли она Вам до того, как появилась тревога. Если первый год все было хорошо - Вам было интересно, и Вы видели смысл в своей работе - то, скорее всего, проблема именно в Вашей тревоге и ее последствиях. В таком случае вовсе необязательно уходить с работы. Более того, если изначально Ваша тревога не была связана непосредственно с Вашей работой, то может получиться так, что после того, как Вы с нее уйдете, Ваши переживания так и останутся, а у Вас лишь появится новый повод для тревоги в связи с необходимостью искать новую работу. Впереди новогодние праздники, и, если Ваш график работы предусматривает нерабочие дни в государственные праздники, совсем скоро у Вас появится дополнительное время, чтобы разобраться с причинами своей тревоги и научиться совладать со своим беспокойством. При желании Вы также сможете использовать это время для того, чтобы подумать, чем бы Вам хотелось заниматься вместо нынешней работы - возможно, Вам действительно было бы интересней работать где-то в другом месте или в другой сфере. Но это тот вопрос, на который сможете ответить только Вы сами.
Анастасия, желаю Вам хорошего Нового года и побольше спокойный и приятных дней в наступающем году!
С уважением,
Мария Мачнева