Как сдвинуться с места, найти работу, избавиться от тревоги и неуверенности в себе, которая не даёт жить?

Вопрос психологу:
5 лет назад я поступила в университет на заочное отделение. За все эти годы мучалась от чувства вины, что учусь заочно, получаю какое-то сомнительное образование и при этом не иду работать. Занималась всякой ерундой домашней, ежедневные уборки, готовки. Иногда выходила на подработку, но очень редко. Чем больше я сидела дома, тем сильнее становилась неуверенность в себе, смотрела на знакомых, которые уже становятся успешными (относительно меня), а я продолжаю сидеть дома. Когда пыталась найти нормальную работу, то быстро бросала, при поиске начиналась сильная тревога, чувство раздраженности, которое переходило в агрессию. Я думала, что не нужна этому или тому работодателю, что я ничего не знаю и буду позориться. При этом я прекрасно понимаю, что это не так и научиться можно всему, но этот страх не давал мне сдвинуться с места. Даже когда я думаю, о трудоустройстве у меня начинается паника. Я не представляю в какую сферу мне идти, где себя найти или с чего даже начать. По профессии я точно не хочу, это вызывает у меня жуткое отторжение. И чем дальше, тем сложнее. После окончания университета я была уверена, что обязательно сейчас найду работу. Но прошло уже 2 месяца. Я продолжаю сидеть дома, пройдя несколько собеседований. Все ждут от меня действий, а я словно парализована и не могу сдвинуться с места. Каждый день я испытываю стыд и тревогу из-за этого. Что не приношу деньги в дом. Стала спать по 14 часов в сутки и не выхожу из комнаты. Весь день смотрю на закрытую дверь, либо выбегаю на улицу, пока меня не видят и брожу, слушая музыку и не хочу возвращаться домой. Стала мало чего делать по дому, не хочу выходить на связь с людьми, казалось бы, что это всё легко исправить, найдя себе любую работу, но даже мысль об этом вызывает у меня дикий страх и тревогу. При том, что я раньше пробовала работать и мне было не сложно и я не боюсь труда. Как сейчас перестать испытывать тревогу и начать хоть что-то делать, ведь при попытке что-то найти я сразу бросаю.
Автор вопроса: Юлия Возраст: 23

На вопрос отвечает психолог Салеева Татьяна Васильевна.
Здравствуйте Юлия!
Похоже, что у Вас нелегкие времена.
Из письма не понятно: Вы живете одна или с родителями? Выбор профессии – это Ваш выбор или был навязан родственниками? Вы пишите, что не приносите деньги в дом. Вы имеете ввиду не приносите денег родителям? Они упрекают Вас в этом или Вы сами переживаете?
Общую картину не удается сложить из информации из письма. Но конкретная фраза является очень информативной: «все эти годы мучилась от чувства вины».
Наличие чувства вины, а также неуверенность, паника, фразы типа «не могу найти себя», «буду позориться» свидетельствуют о заниженной самооценке и обесценивании себя.
Конечно есть причины сложившейся ситуации. Возможно в детстве Вас часто критиковали, не обращали внимания на Ваши успехи и достижения, может ругали за ошибки и неудачи. В итоге сформировались такие чувства как страх, тревога, неуверенность в ситуациях, когда от Вас ждут результат. Другими словами, Вы выросли ровно такой, какой Вас воспитали родители и сформировал жизненный опыт. Но это предположение о Вашем прошлом. На самом деле это не так уж и важно. Основной вопрос: что дальше? На что Вы готовы, чтобы изменить свою жизнь?
Первое, что я бы Вам порекомендовала: поработать над адекватной оценкой себя. Причем Вам для этого НЕ ТРЕБУЕТСЯ мнение других, даже близких и значимых людей!
Поразмышляйте сами: сравните себя настоящую с собой пятилетней давности. Что изменилось? В чем Вы стали более опытной? Новые знания? Новые навыки? Новые идеи? Запишите ответы и мысли на этот счет.
А теперь сконструируйте свой образ через 5 лет. Мысленно перенеситесь в свое будущее и опишите желаемый образ и желаемое состояние: что нового и интересного добавилось в Вашей жизни, в ком Вы нашли поддержку и что дает Вам опору в жизни? Поразмышляйте как Вы научились справляться с тревогами и неуверенностью. Что Вы для этого делали? Может получили новую профессию? Может занялись спортом, увлеклись танцами или творчеством, может посетили тренинги личностного роста? На какой работе заняты? А может рискнули открыть свое дело? Чему научились? Какие новые желания и мечты готовы превратить в цели и решительно действовать для их достижения? Как теперь бы Вы себя оценили? Запишите свои осознания. Сравните записи.
Согласитесь, Вам есть за что себя объективно ценить. Ведь Вы не боитесь труда и если захотите можете легко всё исправить.
И когда Вы вот так поработаете со своими мыслями, наверняка поймете, что испытывать тревогу в связи с поиском работы — это нормально. Быть в поиске себя в 23 года – это тоже нормально. С опытом чувствовать себя более уверенно в новых еще не освоенных видах деятельности – это более чем логично. Да есть люди, которые быстро осваиваются в новых условиях, легко ходят на собеседования, особо не переживают, когда их настигают неудачи, а есть люди, которым нужно время осознать и принять себя, научиться справляться с тревогами и страхами. Да, люди разные.
И когда Вы примете себя такой какая Вы есть, позволите себе иногда ошибаться и даже тревожиться, и при этом адекватно оцените себя и свои реальные достижения, у Вас появятся силы и желания что-то делать, чтобы изменить свою жизнь и начать жить о-настоящему.
P.S. Рекомендую прочитать книгу Дейла Карнеги «Как перестать беспокоиться и начать жить»)))