Коллеги недовольны, выговаривают, что работаю не так быстро, как до декрета.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Два месяца назад вышла на работу из декрета. Тут начались проблемы. Мне очень нравится моя работа. Но, во-первых, выйдя, я поняла, что потеряла навык общения. В школе я была "серой мышкой" и почти ни с кем не общалась. Сильно стеснялась. Потом повзрослела. Поняла, что это мне мешает. Менялась долго, медленно, постепенно, но смогла перебороть стеснительность и начать нормально общаться. Теперь я как будто вернулась в школу. Понимаю, что хочу сказать коллегам, могу подойти, начать общение. И всё. Язык заикается, из рук всё валится, забыла всё, что хотела сказать. Как будто тело отдельно и не слушается. перебороть себя получается, но крайне медленно. Задевает, что коллеги, сначала встретившие меня дружелюбно, теперь всё чаще отвечают односложно и через паузу, как будто неохотно. Меня в декрете заменяла очень активная и общительная девушка. Может, это тоже влияет? Но тут я ничего не могу сделать. Во-вторых, я привыкла, что у нас в отделе всегда много клиентов, куча работы, всё действия почти на автомате. Сейчас клиентов мало, много сидим без дела. Мне даже как-то скучно становится, не чувствую себя хорошим сотрудником, когда так много отдыхаю. Да и навыки немного потеряла в декрете, слишком мало работы, чтобы быстро "набить руку". Коллеги недовольны, выговаривают, что работаю не так быстро, как до декрета. Хотя всё успеваем, даже сидим отдыхаем. Всё это сильно действует на нервы. Не хочется терять работу, которая нравится. Как мне восстановиться? Что делать?
Автор вопроса: Татьяна Возраст: 30

На вопрос отвечает психолог Абдулина Юлия Александровна.
Здравствуйте, Татьяна!
На самом деле, многие женщины после декрета испытывают сложности, вернувшись на работу. При этом многое забывается; то, что было доведено до автоматизма, теперь делается значительно медленнее; пропущено 1-3 года совместной с коллегами работы, а потому меньше общего, меньше общих тем для разговоров и т.д. В таких случаях приходится постепенно втягиваться в работу снова, и этот процесс может занять и полгода. Проживать это всегда неприятно, подобные вещи бьют по самооценке женщины, расстраивают, но при желании преодолеть эти проблемы, восстановить все навыки и соответствующих действиях все налаживается.
Если говорить по отдельности о том, что Вас беспокоит. Вы пишите, что еще в школе были стеснительной «серой мышкой», Вам тяжело общаться, но, повзрослев, Вы это осознали и изменили ситуацию самостоятельно, хоть и на это потребовалось много времени и усилий. На самом деле, это очень большая и сложная задача для стеснительного человека, но Вы справились! Одно только это достойно уважения. Вспомните, что Вы делали тогда, чтобы измениться. Какие действия? Что Вы себе говорили, возможно? А Вы пробовали сейчас это повторить? Да, прошлый раз это заняло много времени, но сейчас процесс должен пойти значительно быстрее.
Также можно попробовать разобраться, а что Вам мешает общаться в принципе. «Серая мышка», стеснительность – все это не объясняет до конца, в чем же корень проблемы. В качестве самостоятельной работы могу порекомендовать задать себе следующие вопросы:
А что я чувствую, когда пытаюсь заговорить с другим человеком?
Что плохого может случиться?
Вы чего-то опасаетесь? Если да, то чего конкретно? А то, чего Вы опасаетесь, когда-то раньше случалось? Когда? Насколько вероятно, что это произойдет и сейчас?
Попробуйте ответить себе на эти вопросы сейчас, затем задайте себе их непосредственно в тот момент, когда надо будет заговорить с коллегами, и Вы почувствуете, что Вам сложно это сделать. Акцентируйте свое внимание на своих переживаниях и мыслях в этот момент. О чем они?
Эти вопросы помогут понять, что именно Вас блокирует при общении, а исходя из ответов на них надо уже смотреть, что Вам стоит сделать дальше. Если хочется сделать это максимально быстро, то лучше обратиться к психологу на индивидуальную консультацию и разобрать все.
Что касается утраченных навыков работы, ее скорости. А Вы можете сейчас как-то самостоятельно повлиять на количество работы? Количество клиентов? Что бы Вы могли сделать, чтобы снова «набить руку»? Возможно, что-то можно сделать и без клиентов? Это может быть и своеобразная «репетиция» работы с клиентом (что конкретно это будет - решать Вам исходя из специфики Вашей деятельности), когда у Вас есть свободное время в течение дня. Технические навыки требуют только практики.
Как я поняла, Вас также и беспокоит сам факт, что Вы сейчас медленнее работаете, объем работы меньше, не чувствуете себя хорошим сотрудником. А какой сотрудник в Вашем понимании хороший? Что он должен делать, чтобы быть хорошим? Сколько из этого делаете Вы? Всегда ли сотрудник, который не работает интенсивно, не хороший?
Что же касается замечаний коллег, то Вы не указали, как Вы сами реагируете на их недовольство. Да, я поняла, что Вам это действует на нервы. Но что Вы при этом делаете? Что-то отвечаете им? Что говорите себе в такие моменты? Соглашаетесь с их мнением или спорите внутри себя (удается ли это)? В зависимости от ответов на эти вопросы можно было бы попробовать глубже понять, почему их слова так действуют на нервы и не удается не обращать внимание на них.
Но, в целом, у меня есть ощущение, что все указанные Вами проблемы взаимосвязаны и имеют какую-то одну причину. Я могу ошибаться, но, возможно, это некая внутренняя неуверенность в себе и своих силах, которую удается подавить за счет внешних факторов (мнения других людей, каких-то легко наблюдаемых вещей, таких, как скорость работы с клиентами и пр.), а сейчас внешние факторы этому не способствуют, и неуверенность стала себя проявлять. Подумайте, откликается ли это Вам, похоже ли на Вас. Если это так, то самое лучшее решение – это все-таки индивидуальная работа с психологом, которая быстрее поможет во всем разобраться.
Татьяна, к сожалению, никаких готовых «рецептов», позволяющих разрешить за 1-2 дня трудности, с которыми Вы столкнулись, нет. Я постаралась подробно ответить на Ваш вопрос и надеюсь, что это Вам поможет и Вы восстановитесь максимально быстро.
С уважением,
Юлия