Обесценивание успехов и чувство вины за неудачи.

Вопрос психологу:
Я руковожу большими отделами, занимаюсь разными проектами. Если происходит любое поражение, воспринимаю его на личный счёт, испытываю чувство вины, кажется, что только я виновата, обязана была предусмотреть, оценить риски Или наоборот рискнуть. Любую задачу от высшего руководства принимаю не глядя, даже, если Понимаю, что это не мой профиль. Стараюсь разобраться, достичь результата и очень болезненно воспринимаю, если не получается. Кажется, что всё успехи меркнут перед этим новым небольшим провалом. А серьёзный успех не могу присвоить себе, кажется, что он принадлежит собственнику, директору, менеджеру по продажам, кому угодно, только не мне, как руководителю этого проекта. С этим тяжело, нет удовлетворенности от работы. Замечаю, что без внешней позитивной оценки от высшего руководства теряется мотивация. А любая негативная оценка от клиента, с которым я работала лично или он того же директора компании (я ожидал лучшего, мне не нравится, что вы сделали, другие делают лучше) вводят меня в состоянии печали, апатии, стресса. Что делать?
Автор вопроса: Татьяна Возраст: 33

На вопрос отвечает психолог Геронтиди Ирина Владимировна.
Здравствуйте, Татьяна.
Ваша проблема родом из детства. Когда Вы корите себя за неудачи и не хвалите за успехи, прислушайтесь к своему внутреннему голосу… Чей он? Дело в том, что Вашу заниженную самооценку, а у Вас, судя по тому, что Вы пишите, именно заниженная самооценка, сформировал, когда Вы были ребенком, кто-то из значимых родственников или знакомых (мама, папа, бабушка, дедушка или кто-то еще). В Вашем случае для решения проблемы лучше всего воспользоваться методом гештальт-терапии «Пустой стул». Суть этого метода в том, что Вы сможете провести диалог с тем, кто навязал Вам негативное отношение к себе, поможет высвободиться от токсичных чувств, повысить самооценку, и переосмыслить отношение к своим достижениям. Для этого необходимо обратиться за помощью к психологу-гештальтисту.
Так же Вы можете использовать рациональный подход к оценке своей профессиональной деятельности. Для этого необходимо проанализировать ответственность и участие всех сотрудников включенных в процесс реализации поставленных задач. И, главное, сформулировать непосредственно Вашу ответственность (согласно Ваших обязанностей в компании), и оценить самой свою работу. Для этого было бы полезным сформулировать объективные критерии оценки Вашей профессиональной деятельности, которые можно было бы применить и к другим сотрудникам. Таким образом, Вы имели бы свое непредвзятое мнение относительно выполнения поставленных перед Вами задач руководством, и объективный анализ участия всех сотрудников в достижении желаемого результата. Кроме того, Вы пишите, что беретесь за все, что поручают, даже если это не Ваш «профиль». Ответьте себе на вопрос: «Зачем Вам это нужно?» И если действительно для Вас это важно, тогда надо вспомнить случаи, когда Вы брались за подобную работу и потерпели неудачу, и те случаи, когда все удалось. Проанализировать, что Вам помогло выполнить порученное успешно, и в будущем использовать конструктивные стратегии. Вам необходимо осознать свои сильные стороны, ценные деловые качества, в том числе умение взаимодействовать с руководителями и подчиненными, а также с коллегами одного с Вами статуса, насколько я понимаю -обучаемость, исполнительность и т.д. Может быть даже записать их и положить на видное для Вас место, чтобы в минуту самобичевания, напомнить себе о том, что с Вами все в порядке и должность свою занимаете по праву.
Еще можно использовать метод арт-терапии. Для этого Вам надо идентифицировать негативные чувства, которые Вы переживаете в описанных ситуациях: что это за чувство, какие ощущения в теле вызывает, какого оно цвета , на что похоже… Нарисуйте образ этого чувства, посмотрите на рисунок, снова прислушайтесь к себе: какие чувства возникают когда на него смотрите, теперь нарисуйте эти чувства… И так до тех пор пока рисунок будет вызывать у Вас позитивные чувства, в теле -позитивные ощущения. Вы увидите, что после этого Ваше переживания по поводу работы станут качественно другими. Вы станете свободнее, увереннее, и, как следствие, испытывать положительные переживания, связанные с профессиональной деятельностью.