Замкнутость и отстраненность от коллектива, как разобраться в себе?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Меня зовут Александра, мне 21 год, и мой недуг заключается в том, что я очень закрытый человек, и чтобы мне начать общаться с людьми, мне нужно какое время чтобы к ним как то привыкнуть, и вести диалог, и вот год назад я устроилась на работу, коллектив очень хороший, но привыкнуть к нему , чтобы так сказать раскрыться, у меня не получается, и я начала отстраняться от коллектива, потому что чувствую что мне сложно, с ними разговаривать, поэтому просто сижу слушаю, и в голове комментирую то о чем они разговаривают. Как с этим быть, если меня уже начали называть хотя и ласково мышонком, но мне это не нравится.
Я не считаю себя скучной, или не интересной, со мной есть о чем поговорить, потому что когда я остаюсь с кем то из коллектива наедине мы разговариваем, много о чем, я могу чем то поделиться, и они делятся со мной какими даже своими переживаниями. но как только много народа это все. я и правда тише воды, ниже травы. Но я хочу этого внимания, чтобы у меня что то спрашивали, интересовались, но вот эта замкнутость не дает мне покоя.
Автор вопроса: Александра Возраст: 21

На вопрос отвечает психолог Мололкина Светлана Владимировна.
Здравствуйте, Александра. Чтобы справиться с вашей проблемой, нужно установить настоящую причину, а сделать это можно только в индивидуальной работе с психологом. Поэтому давайте попробуем разобрать пока просто выдвинуть предположение. Вы пишите, что когда в коллективе идет обсуждение, разговор, дискуссия - вы "мысленно" ведете диалог, отвечаете на вопросы - но выразить свои мысли вслух не можете, скорее, я бы сказала, не даете себе эту возможность.
И здесь просматривается два варианта - первый - это страх осуждения. Страх сказать что-то не то, выглядеть глупо и т.д. (даже если сознательно вы об этом никогда и не думали, он есть в подсознании). Почему он возникает и как с ним бороться - это уже отдельный вопрос. Обычно это издержки воспитания. когда взрослые не считались в детстве с мнением ребенка, не видели в нем личность, по принципу "да что ты понимаешь....рано тебе еще свое мнение иметь...слушай что тебе говорят и т.д.). Убирается с помощью комплекса упражнений за 1-2 месяца работы с психологом.
Второй вариант - это когда у человека так называемая плавающая самооценка (он то считает себя умнее и выше других, то, рядом с авторитетной личностью теряется и чувствует себя "ниже плинтуса"). Здесь немного сложнее, т.к. за кажущейся неуверенностью на самом деле стоит ..гордыня. Таких детей воспитывали по принципу "кумир семьи", им слишком много позволяли, ими гордились и восхищались...но при этом они с пеленок обязаны были "соответствовать" ожиданиям родителей. Это "раздувало" самооценку, но при этом терялись ориентиры, что можно, а что нельзя. И во взрослую жизнь человек выходит с ложным стыдом (не вдруг я опозорюсь, если скажу что-то не так - как в первом случае), а из состояния "я настолько уникален, что не имею права показаться хуже других...поэтому лучше промолчу".
Александра, но что в первом, что во втором случае, нужно начать с того, что просто дать себе право на ошибку. Вспомните курьезные ситуации с друзьями или коллегами, когда они говорили что -то невпопад, да, возможно это вызывало смех и подшучивания...но если они при этом не обижались, а воспринимали ситуацию, как констатацию факта - наверное, уже через 5 минут забывали о ней, правда? Поэтому задавайте себе вопрос "а что самого страшного может случиться, если я сейчас скажу это вслух?". Раскрутите ситуацию как короткометражный фильм в голове...что действительно случиться? Уверяю, на третий раз вам уже будет почти все равно на реакцию окружающих...ведь вы убедитесь, что это вы преувеличивали ее значение.
Если есть желание продолжить работать с этой темой онлайн - пишите, мои контакты есть в профиле.
Если ответ был вам полезен, просьба оставить свой комментарий на сайте.
С уважением, Светлана Владимировна.