Хочу помочь новому коллеге вписаться в коллектив.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! В нашу команду недавно приняли нового человека, он работает в компании уже 3 месяца, но был в другом отделе. Проблема в следующем. В нашей команде 11 человек и все мы общаемся как большая дружная семья: вместе ходим на обед, пить чай, по пятницам собираемся вне офиса (разный развлекательный досуг), но этот парень постоянно "сливается". В его прошлой команде было не принято вот так собираться, а на обед им было все равно с кем ходить, поэтому он нашел себе друзей вне команды и продолжает ходить с ними. Мы каждый день зовем его с собой, но он почти каждый раз выбирает их. С пятничный встреч он уже три недели сливается в последний момент. Ребятам и руководителю это не нравится и они хотят вернуть его в предыдущий коллектив, но я помощник руководителя и мне нужно донести до него эту информацию и тот факт, что по сути у него есть еще 2 недели, чтобы влиться в наш коллектив. Команда считает, что он просто врет и отмазывается, а на деле ему с нами не интересно. Но я подмечаю некоторые моменты (например, что он постоянно извиняется перед тем, как задать вопрос по работе) и мне кажется, что он просто закрытый и стеснительный. Как построить разговор, чтобы он был максимально мягким и комфортным, ведь информация неприятная...
Автор вопроса: Ирина Возраст: 33

На вопрос отвечает психолог Антышева Ольга Валентиновна.
Ирина, здравствуйте! Очень интересный у Вас вопрос. Заголовок Вашего письма, как запрос, гласит: «Хочу помочь новому коллеге вписаться в коллектив». Дочитав до конца, я «не увидела», что у нового сотрудника есть проблема взаимодействия с другими людьми. Просто он, на текущий момент, выбирает не вас, не ваш коллектив в полном объеме для своего общения. Ему же ведь не давали «в нагрузку» к рабочим обязанностям, еще и обязательное «слияние» с коллективом?
Вы описываете, насколько слаженно взаимодействуют сотрудники вне рабочего процесса, всё вместе: обед, чаепитие, пятницы вне офиса.
Все сотрудников живут «одной интересной жизнью», и вдруг, появляется один человек, со своими интересами, своими друзьями, потребностями. Человек, пока еще не готовый, а возможно вообще не готовый «впитать» и принять интересы 11 человек, как свои. И ваш коллектив ставит ему негласное условие: или «входишь в наш круг», или «выйди вон».
И тут мне кажется есть некоторое смещение фокуса: сотрудник пришел изначально РАБОТАТЬ, а потом уже общаться, проводить совместно внерабочее время по пятницам и.т.д
К сожалению, в письме нет ни слова, как этот сотрудник «вписался» в рабочий процесс? Насколько он справляется со своими обязанностями? Насколько эффективно выполняет свою работу? Доволен ли руководитель отдела его работой в течение даже этих трех месяцев?
Попробуйте поразмышлять вместе с руководителем отдела над следующими вопросами:
- что вы знаете о своём новом сотруднике? Его интересы, хобби? Его жизненную ситуацию?
- что для деятельности вашего отдела важнее: неэффективный, плохо-работающий, но зато «свой в доску» парень, «душа компании», с которым приятно и весело на досуге, или хороший профессионал?
- что такого теряет ваша «теплая» компания из 11 человек, когда один сотрудник не проявляет рвения и большого интереса проводить время с коллективом вне офиса? Почему вас всех так «задевают» его отказы?
- почему вы решили, что он обязательно должен разделять внерабочие интересы вашего коллектива?
Получается, что вы ставите его в очень узкие рамки, это выбор без выбора.
- постарайтесь представить себя на месте этого сотрудника (поменяйтесь мысленно местами). Как бы вы себя чувствовали, под таким напором?
Как будто бы, у человека попадающего в ваш коллектив, нет больше права на свой выбор, на самоопределение с кем дружить, куда ходить.
-Насколько комфортно работать с таком коллективе, если есть жесткие ограничения «с кем пить чай?»
Любой человек просто имеет право сказать: «я не хочу идти туда-то…», если это не прописано в должностной инструкции.
То, как Вы описали нового сотрудника (его постоянные извинения), может говорить о том, что человек не чувствует себя раскованно и уверенно в вашем коллективе. Попробуйте проанализировать, как Вы или коллеги общаются, манера, скорость, расположенность, готовность объяснить-разжевать.
Вполне возможно, что новый сотрудник обладает достаточно чувствительной нервной системой. А также, он ценит время других сотрудников, не хочет обременять их частыми вопросами.
Может быть простая фраза сотрудников: «Обращайся по любому вопросу. Лучше задать, чем не спросить», позволит чувствовать ему себя более раскованно.
Для каждого из нас перемена работы – это стресс. Новые задачи, новые условия, новые люди, и много чего нового. И каждый из нас переживает стресс по своему.
А также, вспомните себя, других своих сотрудников, как долго они «притирались» к новому коллективу?
Дайте просто время, не давите, и оставьте вход в ваш коллектив «открытым» на добровольном начале, а не по принуждению.
И снова акцентирую, что Вы описываете коллектив, собранный вокруг РАБОЧЕГО процесса.
По сути, у вашего коллектива были определенные ожидания в плане нового сотрудника. И эти ожидания не сбылись. Так бывает, мы не обязаны соответствовать ожиданиям других людей (это не про профессиональные ожидания).
Примите человека с его "внутренним миром" в ваш коллектив, и вероятно, в каких-то моментах он с удовольствием примкнет к вам.
Постарайтесь «выйти» из коллективного мышления и взглянуть на ситуацию как бы со стороны, как будто это происходит в другом отделе… Что-нибудь меняется в восприятии ситуации?
Буду рада узнать о Ваших размышлениях.