Преодоление сложности в общении с коллективом, возможность наладить доброжелательные взаимоотношения

Вопрос психологу:
Добрый день, уважаемые психологи. Прошу помощи, так как совершенно запуталась в жизни. До этого времени я жила очень комфортно с мамой, мама была другом и помощником, она была моей защитой. Я не понимала много в жизни, мне было хорошо, удобно, что мама всегда рядом, все под контролем. Она занималась моими детьми, домом, с мужем я развилась, но она всегда говорила, что поможет, вырастим и воспитаем моих детей. Только сейчас , когда мамы не стала, я понимаю, какой же я была эгоисткой, я не понимала, что ей нужен и отдых и у меня должна быть своя жизнь, я должна воспитывать своих детей, а я все взвалила на нее и жила полностью под маминым крылом. А ее надо было беречь, ценить , но она никогда не жаловалась. Она безумно любила меня и моих детей. Вот я и получилась сейчас неприспособленной к жизни, я сталкиваюсь с проблемами, реву и не могу самостоятельно их решить. Я всегда решала все с матерью, а ее нет и никто не подскажет. Я осталась с двумя детьми, они подростки. В моей жизни еще при матери появился человек, он помогал как тогда, так и сейчас, всегда придет на помощь, но тоже очень хочет чтобы я училась жить самостоятельно, принимать решения, он хороший человек, но выпивает и мне это очень неприятно. Я же со стороны выгляжу нытиком, и людям кажется что я хочу чтобы меня жалели, но мне уже самой это противно, что я жалуюсь директору на подчиненных которые изгаляются надо мной, они знают что я тряпка и их очень боюсь, а я хочу стать сильной, личностью, чтоб со мной считались, но сама не могу разобраться. как мне научиться давать отпор, отвечать на грубости, реагировать на негативных людей, сейчас я слушаю как мне высказывают свое недовольство коллеги, как меня подкалывают, хотят унизить, опустить, тем самым показать свою силу и значимость на работе, зная что я очень ранимый человек, буду очень переживать, молчать, терпеть и плакать и будет страдать мое здоровье. При жизни мамы я жила работой, очень добросовестно к ней относилась, выполняла все поручения директора и завуча школы. С завучем мы дружили еще с детских лет, я ее считала грамотной, умной всегда просила советы, даже в личных вопросах. Но случилось страшное. На одном из педсоветов директор с завучем сильно повздорили, завуч не работала с компьютером и бумагами, она просила меня, я не отказывалась, так как безотказный и бесхарактерное существо. И в то время я еще подрабатывала в другой школе. С завучем мы взяли в отпуске путевки и решили отдохнуть вместе, и буквально за несколько часов до вылета директор сообщает.., чтобы я подумала о том, чтобы стать завучем, так как с тем она не может работать совсем из за скандалов. Я не приняла это всерьез , и мы поехали на отдых. Отдохнули, вышли на работу и все таки меня уговорили на это место, уже прошло 4 года, а я до сих пор не могу себе это простить. зачем я согласилась. ведь завуч был сильным человеком, личностью, она умеет себя показать, с кем надо и как надо себя ведет, когда ей нужно что то от человека она будет с ним дружить, если человек ей начинает возражать она стирает его с лица земли. Так и в моем случае, она знала мой характер, она всему коллективу преподнесла меня как последнюю сволочь, которая все спланировала вместе с директором, вплоть до того, что именно директор мне оплатила мою с ней поездку, коллектив стал на ее сторону, что ее обидели нечестно. Я каждый день виню только себя, зачем я на это согласилась. Коллектив с которым я работаю больше 20 лет, меня не принял. С ними я не могу по дружески, как раньше общаться, я чувствую себя уродом. И вижу как замечательно все общаются и дружат с бывшим завучем. В одной учительской я не могу находиться, так как всегда как захожу этому человеку надо меня уколоть и унизить перед коллективом. Какой я завуч? Если все против меня. Думаю, что не без участия этого человека убрали у нас и директора на пенсию. Новый директор пришел. Все счастливы. Все оказались были очень недовольны тем директором, ее правлением и наверно мною в том числе. Я вижу сейчас какое новое правление, больше лояльности, ушла строгость. Мне приходиться сталкиваться с тем, что слушаю жалобы на правления бывшего директопа. Мне все это неприятно. Но другой работы у меня нет. Я вижу как коллектив боготворит новое руководство, а мне очень некомфортно, я не знаю, может мне кажется а может так и есть, я мешаюсь своим присутствием этим людям. Они убрали того директора, которая причиняла им страдания, но осталась я, а я сама себя пожираю, что заняла место завуча, наверно тот человек меня возненавидел и психологически меня уничтожает, так как очень злопамятен. Коллектив когда ее нет, нормально со мной разговаривают, но когда она находится, все замолкают и говорит только этот человек. Новый директор мне тоже нравится с ней легко, вот только эта ситуация мне не дает жить спокойно и работать, я во всем виню себя, хотя иногда у меня проскальзывает мысль, зачем бывший директор так поступила и с тем завучем и со мной, она нас рассорила. Скажите можно ли как то исправить данную ситуацию, наладить отношения. сейчас когда я разговариваю с этим человеком, ее все бесит и она выражает свою неприязнь ко мне, хотя изначально я попросила у нее прощение, что заняла ее место. Я хочу стать сильной и показать, что я не боюсь этих людей, научиться может даже огрызаться. Только как? Последнее время сильные эмоциональные переживания из -за ситуации на работе, из-за непринятия меня коллективом, я ложусь спать и я боюсь, что утром не проснусь живой, со мной во сне что- то случиться, что стает с моими детьми, сейчас постоянно у меня ноет и болит сердце, хотя по медицинским показаниям все в норме. но оно тяжелое и очень болит. Спасибо Вам за помощь и за советы.
Автор вопроса: Татьяна Возраст: 45

На вопрос отвечает психолог Малых Светлана Олеговна.
Здравствуйте, Татьяна!
Из Вашего вопроса могу предположить следующее. До сложившейся ситуации, Вы идеализировали завуча ("...я ее считала грамотной, умной всегда просила советы, даже в личных вопросах..."), поэтому когда Вы спрашивали совета, ответственность за последствия лежали не ней, Вы избавлялись от аутоагрессии, если что-то не получилось бы. Взаимодействие с ней избавляло Вас от требования соответствовать самой тому ("...а я хочу стать сильной, личностью, чтоб со мной считались...", "...Я хочу стать сильной и показать, что я не боюсь этих людей, научиться может даже огрызаться..."), что Вас в ней восхищало ("...завуч был сильным человеком, личностью, она умеет себя показать, с кем надо и как надо себя ведет, когда ей нужно что то от человека она будет с ним дружить, если человек ей начинает возражать она стирает его с лица земли..."). Рядом с таким человеком, которого Вы сами наделили этой силой, конечно же, будете чувствовать себя слабее. Ведь Вы сами отдали свой ресурс, надели могуществом и властью, так как сами не брали на себя ответственность, а это Ваша сила по праву. И жертвовали собой ("...завуч не работала с компьютером и бумагами, она просила меня, я не отказывалась, так как безотказный и бесхарактерное существо. И в то время я еще подрабатывала в другой школе..."), "...безотказный и бесхарактерное существо..", - эти слова свидетельствуют о том, что отказать бы Вы хотели, но не сделали этого. Дружба, это когда я готов на чуть большее ради друга, нежели для другого. А тут, скорей всего, в приоритете не дружба, а самоуважение, но злость Вами не была выражена, не отстаивались личные границы. Конфликтовать нужно, это часть нашей жизни, этому можно учиться. А выражению злости (эмоции в ответ на нарушения наших границ ) могут мешать переразвитые эмоции страха, стыда и чувства вины. С этим тоже можно работать. А в последствии того, что человек подстраивался, не выражал недовольство, у него может быть пассивная агрессия по отношению к тому, из-за кого он терпел много боли ("...При жизни мамы я жила работой ... выполняла все поручения директора и завуча школы"..."Только сейчас , когда мамы не стала, я понимаю, какой же я была эгоисткой, я не понимала, что ей нужен и отдых и у меня должна быть своя жизнь, я должна воспитывать своих детей, а я все взвалила на нее и жила полностью под маминым крылом..."). Сейчас немного отступлю: здесь прослеживается огромное чувство вины. Попытаюсь с Вами поделиться одним знанием, которое, думаю, облегчит Вашу боль. Очень многие женщины, участвуя в жизни своих детей, помимо того, что они таким образом выражают свою любовь, они еще и получают ощущение чувства собственной ценности, которого очень не хватает огромному количеству женщин. Да, не мы решаем, когда человеку родиться или умереть. Но Ваша мама именно благодаря помощи Вам могла ощущать себя в этом мире лучше. Исходя из письма Ваша мама и не была слабым человеком, который не мог отказать в помощи, это был ее выбор, помните Вы сами писали: "...мама была другом и помощником, она была моей защитой... все под контролем... Она занималась моими детьми, домом... она всегда говорила, что поможет, вырастим и воспитаем моих детей.. " И Вы, Татьяна, тоже не слабая. Очень часто человеку, который ассоциирует себя с жертвой, кажется, что он слабее, чем есть на самом деле. Вот сколько в Вас жертвы, ничуть не меньше в Вас и силы. Вернемся к рабочей ситуации: "...зачем бывший директор так поступила и с тем завучем и со мной, она нас рассорила..." Ответственность на Вас, не на директоре: Вы могли отказаться, а могли согласиться. К сожалению, Вы не описали, как прошла коммуникация Вас и завуча в тот момент. Но в итоге, ситуация разрешилась так, что в приоритете у Вас было самоуважение, а не дружественные отношения. "...Я каждый день виню только себя, зачем я на это согласилась...", за что именно Вы себя вините? Это было ошибкой или это не было ошибкой и все вышло в итоге не так, как Вы хотели?
"...Я хочу стать сильной и показать, что я не боюсь этих людей, научиться может даже огрызаться..." Татьяна, для этого необходимо работать с психологом, это и выравнивание эмоционального профиля, это работа с самооценкой, навыки эмоциональной саморегуляции нужны, навыки коммуникации и т.д. Еще хочу сказать, человек не в истинности - всегда найдет кем восхищаться, с кем бороться и кого-то слабее, а в истинности - такого нет. К этому хорошо бы было прийти в процессе работы над собой. Всего доброго! Если необходима будет консультация, пишите на почту: [email protected] С уважением, Малых Светлана Олеговна