Мечта достигнута и она оказалась обманом. Потерянность. Как можно найти себя?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. В подростковое время просто наслаждался жизнью, была общая цель в жизни уехать за рубеж жить. В 18 лет нашел способ, и всё внимание посвятил этому. Три года учил язык и два сложных года в иностранном университете. Хоть эти 2 года были ужасно сложные, на износ нервов, мне нравилось делать это, было интересно, приятно было чувствовать себя солидным студентом, что делаю что-то элитное, не как другие, делаю что-то полезное, а не просто отучиться в универе, ненужный мелкий универ, а потом пойти до старости и неинтересной жизнью просидеть в мелком офисе как мелкий клерк. Параллельно мог уделять время на фитнесс для себя, общался с интересными людьми и путешествовал. Однако случилось такое. Желанный диплом был получен, но это был огромный обман. Счастье продлилось только тройку дней. В первый же день на работе случились осознание и шок, делать одно и то же каждый день, в этом месте за столом как клерк, хоть и звучит профессия гордо. Что и знания не пригодились, все мои старания и надежда в диплом как карточка в высокую молодежь. И вот так до старости просидеть в офисе и прожить жизнь амёбой. Первые два месяца был нервный срыв, я как человек с крепчайшими нервами, амбициозный и выносливый, стал рыдать каждый день в дикой истерике. Неужели вся так жизнь пройдет. Я стал бояться любой работы, а тем более нынешняя лично мне вовсе не нужна, мне плевать на неё, и не могу заставить себя стараться, но я вынужден делать её. Представил себе, что любая работа скучна и однотонная. Из интересного человека стал превращаться в амебу, никаких интересов, они исчезли ради усидчивости на скучной работе, никаких событий в жизни, поддержать разговор не могу. Полгода сильная депрессия и часто возникает экзистенциальный вопрос. Стресс заедаю сладким и не могу заставить себя заниматься фитнессом, чтобы взять себя в форму, да и сил нет. Живу один, одиноко одному жить, и дело не в отсутствии девушки, а просто одиноко, скучаю по уюту и беззаботности с детства, как мог с друзьями встретиться в кафе или устроить легкий роман с девушкой с компании общих друзей. Есть страх, будто я стал старым, уже 24 года, тут уже не готовиться надо, а пользоваться плодами трудов, потому что уже в это время семью заводят, а я не гулял и не веселился, сидел и учил, зубрил, думал, потом мне окупится и я буду смотреть на всех свысока, не как миллиардер, но выдающийся человек. Бывают редкие просветы сделать своё дело, на короткое время воодушевлен, но затем снова кажется это лишь жизнь белки в колесе, всё это мнимое счастье, где будет обман. Стал бояться работы, стараться стало постыдным для меня, ибо есть нежелание делать бессмысленную для меня работу. Вдруг остальные мечты исчезли, как и желания, ничего от жизни не хочу. А раньше желал об успехе, быть в высоком слое общества, сохранить беззаботность в жизни, наслаждаться как гедонист, а когда несколько лет терпел стресс учебы за рубежом и трудился во всю, то это оказалось обманом. Друзья в меня до сих пор верят как в выдающегося человека, будто со своими амбициями и способностями стою выше среднего уровня молодёжи.
Вячеслав. 24 года. Холост, детей так же не имею. Проблема длится полгода, жизни нет, будто и не живу, работа-дом, 4 часа времени мало для жизни. Родители у меня отличные, люблю семью свою. За рубежом живу 2,5 года.
Состояние потерянности, апатии, стресс и экзистенциальный вопрос. Интересы найти не смог, сил и времени нет, да и желания. Обратно возвращаться страшно, как будто шаг вперед и два шага назад, плюс зарубежье кажется привлекательнее для жизни, и условия для работы более лояльные. Тут полная потерянность и ненависть ко всему, от жизни до себя.
Вопрос такой. Как можно найти себя? На мелкие вещи, вроде, радуйтесь легкой прогулке, я не могу, я человек, смотрящий глобально, властный, мне нужно великое и грандиозное, я хотел творить историю и не знать нужды в средствах, и при этом не чувствовать тревогу, что вынужден ходить на работу, чтобы не умереть с голоду, но я не могу сам понять, ценности сбиты и желания пропали.
Автор вопроса: Вячеслав Возраст: 24

На вопрос отвечает психолог Дарья.
Здравствуйте, Вячеслав!
Из вашего письма я могу сделать вывод, что ваши мечты и ожидания разбились о суровую реальность. Вы стремились получить диплом иностранного университета и получили его. Но в первый же день на работе вы поняли, что ничем не отличаетесь от человека, который закончил «ненужный мелкий универ» и теперь вынуждены «делать одно и то же каждый день, в этом месте за столом как клерк». Оказалось, что ваши знания не пригодились, и диплом не дал вам пропуск в «высокую молодежь». И теперь вам придётся вот так до старости просидеть в офисе и прожить жизнь амёбой. От этого вы чувствуете потерянность, апатию, стресс, отсутствие интересов, страх…
Мне хочется спросить вас, Вячеслав, а как вы себя убедили в том, что после получения диплома за границей к вам сразу придёт успех, откроется высшее общество, и при этом вы сохраните беззаботность в жизни и будете наслаждаться как гедонист? Мне кажется, что очень сказочно это звучит. Диплом престижного вуза действительно даёт бОльшие возможности (и только лишь возможности), но ничего не гарантирует. Вы же себе придумали волшебное будущее, где блага упадут к вашим ногам лишь за то, что вы в страданиях получили свой престижный диплом. Знаете, Вячеслав, я восхищаюсь вашей настойчивостью и целеустремлённостью! И мне искренне жаль, что ваши старания не возымели должной награды. Больно, несправедливо… Но! Эту награду вы себе сами придумали и почему-то посчитали, что мир вам просто обязан её дать. Не обязан! Вспомните истории успеха знаменитых людей: многие из них шли к успеху долго и через многие преграды. Но и тут, Вячеслав, я хочу вас огорчить. Преодоление преград тоже не гарантирует успех! То есть убеждение «счастье выдаётся за героические мучения» не работает. Это культ страданий. Люди сами выбирают путь максимального сопротивления и ждут, что это обязательно окупится. Не обязательно. А как же стать успешным, счастливым и т.п.?
Вячеслав, в вашем случае я хочу обратить внимание на вопрос мотивации. Вы пишете: «…думал, потом мне окупится и я буду смотреть на всех свысока…». То есть вами движут внешние ориентиры (т.н. внешняя мотивация). На самом деле внешняя мотивация очень сильная, вкусная, но и очень разочаровывающая. Если бы ваши мечты осуществились так, как вы планировали, то не исключено, что вы бы снова разочаровались в жизни, поскольку обнаружили, что не на всех вы можете смотреть свысока, что есть люди более успешные, расслабленные, богатые, с более интересной работой и т.п. То есть внешняя мотивация не только мощно заряжает энергией, но и больно бьёт.
И поэтому я предлагаю поискать в вашей деятельности мотивацию внутреннюю. Она совсем не такая «вкусная» на первый взгляд, но именно она делает вас успешным для самого себя и, следовательно, более счастливым!
Хочу привести пример.
Как вы думаете, кто из этих людей считает себя более успешным и счастливым: алкоголик под забором с бутылкой или бизнесмен, который заработал 900 тысяч евро?
На первый взгляд бизнесмен. Но если присмотреться, то окажется, что алкоголик. Почему? Потому что его целью было раздобыть бутылку и он её достиг. А целью бизнесмена было заработать 1 миллион евро, но он её не достиг. Понимаете разницу между внешней оболочной успеха и внутренним содержанием? Нет, это не значит, что нужно ставить мелкие цели. Просто осознайте, что даже большое достижение не гарантирует счастья. Особенно, если это достижение было сделано ради того, чтобы кому-то что-то доказать.
Вячеслав, ищите в том, что вы делаете внутренние смыслы, миссию, предназначение, пользу. Ищите радость в мелочах, хвалите себя! Ищите приятные моменты в вашей работе, в вашей повседневности. Зависть окружающих – это приятно, но поучитесь радовать себя самостоятельно и изнутри. Вы заслуживаете этого просто потому, что вы есть!
И в заключение предлагаю вам вот такую технику:
Шаг 1. Запустить хотелку.
Прямо сейчас напишите в электронных заметках или бумажном блокноте ваши желания в данный момент. Одно или лучше несколько. Любые! Хочу в туалет, дом на берегу океана, мешок денег, прогуляться, кофе и т.д. Заведите будильник на каждый час вашего бодрствования и каждый раз по сигналу будильника записывайте, что бы вам хотелось в текущий момент времени. Ничего страшного, если некоторые желания будут повторяться. Просто слушайте свои "хотелки" и записывайте. За сутки должно набраться минимум 20 различных желаний.
Шаг 2. Отфильтровать навязанные желания.
Посмотрите на список желаний и вычеркните все желания, которые не касаются лично вас. Или переформулируйте их так, чтобы они вас касались. Например, «хочу, чтоб не было голода» = «я хочу всегда иметь доступ к еде».
Представьте, что первое из списка желание сбылось. Понаблюдайте за своими чувствами, эмоциями и ощущениями в теле. Если вы заметили негативные, неприятные нотки, то понаблюдайте, чьим голосом звучит это желание?
Подумайте, что именно ВЫ получаете при достижении этого желания? Действительно ли вы получите именно это через осуществление именно этого желания? Можно ли сделать так, чтобы осуществление этого желания принесло пользу, выгоду именно ВАМ?
Если ничего полезного от осуществления этого желания ВЫ не получаете, то вычеркните его и забудьте — это не ваше настоящее желание и оно не достойно вашего времени и сил!
Тоже проделайте с другими желаниями из списка.
Шаг 3. Найти и устранить преграды.
Теперь в списке остались именно ваши желания.
Подумайте, какие минусы придут в вашу жизнь при осуществлении каждого желания? Какие потери, проблемы, сложности могут прийти вместе с осуществлением?
А теперь примите эти минусы как неизбежное ("заплати цену") или придумайте пути их нейтрализации.
Посмотрите, какие желания из списка вы можете осуществить уже сегодня или даже прямо сейчас? Осуществите их для себя и насладитесь этим!
Вячеслав, у вас всё получится! Я верю в вас!
С уважением, Дарья.