Развод или нет? Муж кричит на меня и не заботится.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Мы с мужем вместе уже 11 лет, 5 из которых в браке, познакомились когда нам было по 16, можно сказать вместе взрослели, изначально он был очень заботливый. Сейчас же все изменилось мы ругаемся каждый день по мелочам, то не так сварила, то не так сказала, нет он и раньше был вспыльчив, но сейчас это уже переходит все грани, постоянный рев слушать сил уже нет, он проорется, а потом мириться идёт, извинятся. Я все время думаю о разводе, думая что орать он никогда не перестанет, у него и отец такой, всю жизнь на мать орёт и всем не доволен, вот и он от него далеко не ушёл. При этом люблю я его потому что в моменты когда он не орёт, муж он хороший, не гуляет, все в семью, но эти крики! Сто раз обещал, что будет стараться, но ничего у него не выходит.... А мне больно и люблю и мучаюсь, разорвать все страшно, столько совместных планов, дом строим, хотим ребёнка усыновить так как своего не получается родить пока. Последняя ссора мне ночь стало очень плохо температура 39, а он спит, я его бужу помоги мне плохо, он мне говорит ты расслабься нет у тебя температуры, я обиделась сказала ему пару слов, что не заботится обо мне, на что в ответ столько выслушала, особенно задело, что у других жены с двумя детьми и температурой и ничего мужей не трогают... Ну разве не должен мой муж обо мне позаботиться. Он говорит что я тоже о нем не забочусь, а я пытаюсь, но ему всегда что то я не так делаю и все криками заканчивается. Вот и предложила я ему развестись он согласился, а сейчас думаю может зря я, и как я без него?
Автор вопроса: Ольга Возраст: 27

На вопрос отвечает психолог Литвиненко Маргарита Адольфо.
Здравствуйте, Ольга!
Ваш вопрос звучит так: "Вот и предложила я ему развестись он согласился, а сейчас думаю может зря я, и как я без него?" Слыша такой вопрос можно предположить, что у Вас очень низкая самооценка и Вы хотите быть счастливой за счёт других людей, а именно мужа.
Вы пишите: "Ну разве не должен мой муж обо мне позаботиться." Нет не должен! Либо он хочет и тогда заботится, либо нет. Как Вы собираетесь заставить его заботится о Вас?
Далее: "Он говорит что я тоже о нем не забочусь, а я пытаюсь, но ему всегда что то я не так делаю и все криками заканчивается"
Временами Вы как жертва ("мне больно и люблю и мучаюсь, разорвать все страшно..." "орать он никогда не перестанет, у него и отец такой, всю жизнь на мать орёт и всем не доволен"), временами как диктатор (обиделась сказал ему пару слов"), а временами как спаситель ("а потом мириться идёт, извинятся...", "муж он хороший, не гуляет, все в семью...", "я пытаюсь, но ему всегда что то я не так делаю...")
Вы живёте в треугольнике Карпмана. Треугольник Карпмана — это самая распространенная модель взаимоотношений между людьми. Люди манипулируют друг другом, зависят друг от друга и очень от этого устают. Счастья в таких отношениях крайне мало.
Для жертвы жизнь — это страдание. Все к ней несправедливы, она устает и не справляется. Ей то обидно, то страшно, то стыдно. Она завидует и ревнует. Ей не хватает ни сил, ни времени, ни желания сделать что-то для улучшения своей жизни. Она инертна. Она боится жизни и ждет от нее только плохого.
Диктатор тоже смотрит на жизнь как на врага и источник проблем. Он напряжен, раздражен, зол и боится. Он не может забыть прошлые проблемы и постоянно пророчит новые беды в будущем. Он контролирует и критикует ближних, чувствует невыносимый груз ответственности и очень от этого устает. Его энергия на нуле.
Спаситель испытывает жалость к жертве и злость к диктатору. Он считает себя на голову выше прочих и упивается осознанием своей миссии. Но на самом деле никого не спасает, потому что никто его об этом не просил. Его нужность — иллюзия, а цель его действий и советов — самоутверждение, а не реальная помощь
Диктатор не дает покоя жертве, строит ее, заставляет и критикует.
Жертва старается, мучается, устает и жалуется. Спаситель утешает, советует,
подставляет уши и жилетку для слез. Участники периодически меняются ролями. Такая мелодрама может длиться многие годы, люди могут даже не осознавать, что прочно застряли в треугольнике. Они могут думать, что на самом деле их устраивает такое положение вещей. Тирану есть на кого изливать свой негатив и есть кого винить в своих бедах, жертва получает сочувствие и избавляется от ответственности за свою жизнь, спаситель наслаждается ролью героя.
Все они зависят друг от друга, потому что источник своих проблем они видят в другом человеке. И бесконечно пытаются изменить человека так, чтобы он служил их целям.
Партнеры переключаются между ролями треугольника и то контролируют, то
спасают друг друга. И такие отношения точно не про любовь. Про желание доминировать, жалость к себе, изматывающие претензии и неуслышанные
оправдания. Но не про любовь, не про поддержку, не про счастье.
Необходимо осознать, что для исполнения собственных желаний человеку нужен только он сам. Нужно взять свою жизнь в свои руки и действовать без оглядки на кого-либо.
Как выйти из треугольника, если Вы жертва.
Перестаньте жаловаться на жизнь. Совсем. Потратьте это время на поиски возможностей улучшить положение вещей, которые вас не устраивают.Запомните раз и навсегда: никто вам ничего не должен. Даже если обещали, если очень хотели, если сами предлагали. Обстоятельства постоянно меняются, как и человеческие желания. Вчера хотели вам что-то дать, сегодня уже не хотят. Перестаньте ждать спасения.Все, что Вы делаете это Ваш выбор и Ваша ответственность. И Вы вправе сделать другой выбор, если этот Вас не устраивает. Не оправдывайтесь и не корите себя, если вам кажется, что Вы не соответствуете чьим-то ожиданиям.
Как выйти, если Вы диктатор
Прекратите обвинять в своих проблемах других людей и обстоятельства. Никто не обязан соответствовать вашим представлениям о том, что правильно и неправильно. Люди разные, ситуации разные, если вам что-то не нравится, просто не имейте с этим дело. Решайте разногласия мирным путем, без злобы и агрессии. Перестаньте самоутверждаться за счет тех, кто слабее вас.
Как выйти, если Вы спаситель
Если увас не просят помощи или совета, молчите.Перестаньте думать, что вы лучше знаете, как надо жить, и что без ваших ценнейших рекомендаций мир рухнет.Не давайте необдуманных обещаний.Перестаньте ждать благодарности и похвалы. Вы же помогаете, потому что хотите помочь, а не за почести и награды, верно? Перед тем как броситься «причинять добро», спросите себя честно: так ли необходимо и эффективно ваше вмешательство?Прекратите самоутверждаться за счет тех, кто чуть более нескромен в своих жалобах на жизнь.
Если поставить себе цель выбраться из треугольника и шаг за шагом следовать к ней, изменения не заставят себя ждать. У вас появится больше времени и сил, станет легче дышать и интереснее жить. Напряжение в отношениях, скорее всего, ослабнет.
Жертва превращается в героя. Теперь вместо сетования на судьбу человек сражается с неудачами, но испытывает не изнеможение, а азарт. Решая проблемы, он не жалуется всем вокруг, а получает удовольствие от того, что в состоянии их решить.
Контролер трансформируется в философа. Наблюдая со стороны за действиями героя, он больше не критикует, не волнуется о результате. Он принимает любой результат. Он знает, что все в итоге идет к лучшему.
Спаситель становится мотиватором. Он провоцирует героя на подвиги, описывая блестящие перспективы. Он ищет возможности применения силы героя и подталкивает того на свершения.
И это более здоровая и счастливая модель взаимоотношений между людьми.
С уважением, Маргарита!
Буду благодарна за обратную связь