Как начать жить и наслаждаться жизнью после травмы мужа?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Так получилось, что мой муж получил серьёзную травму, сломав две ноги. Это случилось очень неожиданно, что заставило пересмотреть взгляды на все вокруг. После этого будто угас свет во мне и в наших отношениях. Меня раздражает все, что он делает, хоть я и понимаю, что ему тяжело и нужна помощь и поддержка с моей стороны. Но мне очень тяжело принять тот факт, что его восстановление займёт около полугода. Все вопросы и проблемы сейчас свалились будто комом на меня и как жить дальше сложно представить. Я будто разбита и боюсь сломаться под этим всем. Плачу, практически каждый день, от того, что мне одновременно стыдно, за то, что муж в таком состоянии меня раздражает, и оттого, что он будто не видит и не слышит, что мне тоже тяжело и плохо, но в моральном плане. Возможно я не могу донести до него эту информацию, не могу подобрать верных слов моего состояния и поддержки для него. Будто я стою одна у какой-то пропасти и света дальше я не вижу, но одновременно я понимаю, что нужно перетерпеть, как-то перестрадать, что это испытание в жизни, что я не одна такая.
Ссоры возникают каждый день, будто он меня не слышит и я его тоже, они на любой почве, будь то, что я ему что-то не донесла, не помогла, забыла о какой-то вещи важной для него. Я стараюсь помогать и поддерживать, но иногда ему это кажется не достаточным или не таким, как бы он хотел получить это все от меня. Как мне поверить в свои силы? Какие слова поддержки найти? Как научиться не расстраиваться сильно по таким казалось бы не слишком серьезным вещам? Почему возникают такие ситуации будто мы говорим на разных языках? Как получать наслаждение от жизни, которая глобально подменялась?
Автор вопроса: Анжелика Возраст: 21

На вопрос отвечает психолог Радионова Ольга Александровна.
Анжелика, здравствуйте. Я понимаю, что сейчас Вам очень непросто, да вообще, резкие жизненные перемены тяжело переживаются. Давайте разбираться по порядку.
Вы написали, что все произошло неожиданно, головой понимаете, что нужно оказывать помощь и поддержку мужу, но получается, что Вы не можете оказать ее в той мере, которой хотелось бы, так как сами нуждаетесь в этой поддержке. Как раз и написали о том, что не можете принять сам факт того, что реабилитация займет около полугода. Получается, что нет фактического принятия этой ситуации и перестройки на новый уровень жизни. Это в общем, как поезд, который движется по рельсам ,но сходит с пути и непонятно, как двигаться дальше.
При каких обстоятельствах Ваш муж получил травму ног?
Ситуацию с мужем Вы воспринимаете как огромный ком проблем, который свалился и который готов вас придавить (“Я будто разбита и боюсь сломаться под этим всем”). Анжелика, скажите, а какие вопросы и проблемы Вам оказались не под силу решить?
Дальше Вы пишите, что чувствуете стыд за мужа, что он бессилен и за то, что он не может поддержать Вас в том, что Вам плохо.
Вот это неприятие, Анжелика, Вам и не дает сдвинуться с места, такое ощущение, что он просто не имел права быть слабым. Он должен быть сильным, Вас защищать, Вы должны в нем чувствовать опору, а получается, когда у него случился перелом, то Вы потеряли ту опору или почву в нем, которая для Вас является жизненно необходимой. Поэтому Вы чувствуете злость, наверное, на него и раздражение, что он перестал быть той опорой, которой был до этого. А за злостью стоит страх того, что Вы не справитесь. Сейчас Вы пытаетесь через раздражение донести до супруга, что с его травмой Вы чувствуете себя без опоры. Скажите, что-то похожее, раньше, в детстве, Вы чувствовали? Какие отношения у Вас с родителями?
И так,Анжелика, что делать:
1. Принятие ситуации, здесь и сейчас, то есть, что происходит у Вас в настоящем. Есть травма у мужа, он нуждается в Вашей поддержке и не может выполнять какие-либо обязанности, которые выполнял до этого. Вы соответственно, учитесь воспринимать его новым, перестраиваясь в новую для Вас систему ролей. У вас меняются обязанности друг относительно друга, попробуйте воспринять это не как что-то, что нужно перетерпеть или перестрадать, а как особое развитие для каждого из вас и для пары в целом. Открывая для себя что-то новое во второй половине - вы сможете сблизиться так, как не были до травмы. Попробуйте отнестись к вашей ситуации, как к квесту, многое зависит от того как Вы относитесь к тому, что с Вами происходит.
2. Нужно вырастить Вашу опору на себя и найти определенные ресурсы внутри себя, которые будут Вам давать энергию. Для того, чтобы найти ресурсы, возьмите тетрадь и записывайте все то, что придает Вам энергию и силы. Например, разговоры с подругой, любимый фильм, прогулка, шоколад, хобби,принятие ванны, в общем все то, что Вам дает энергию и наполняет счастьем. Вам необходимо поискать эти ресурсы, так как они дают энергию и счастье. Это как раз к вашему вопросу о том, как получать наслаждение от жизни, которая изменилась, ведь счастье можно находить в мелочах и радовать себя в любую минуту. Анжелика, какие у Вас есть увлечения,чем наполняет свою жизнь?
Для того, чтобы развить в себе опору лучше всего поработать с психологом.
Анжелика, заведите дневник чувств, где будете записывать свои мысли чувства, постарайтесь записывать каждый день, одно дело, когда что-то крутится в голове и мешает жить, другое - когда можно все это вылить на бумагу, немного будете чувствовать себя легче.
Желательно, проработать себя
3.Отношения с мужем - это отдельная тема. Вы пишите, что все время ссоритесь и не знаете, как донести до него то, что ему нужно. Возможно, что муж в первую очередь, злится во время ссор на себя, что он оказался слабым и беспомощным и также его не радует, что он находится в зависимости от Вас. Поэтому, из-за этого недопонимания между Вами и возникают разногласия, скорей всего,ему очень плохо в своей новой роли, а Вам - в своей. Скорей всего, отсюда и возникает Ваш вопрос в том, почему Вы разговариваете на разных языках. Самое лучшее в такой ситуации, сказать честно все, что Вы чувствуете без обвинений другой половины и претензий. Вы делитесь тем, что Вы написали, что Вам страшно, это абсолютно нормально так себя чувствовать в такой ситуации и также нормально спросить вашего мужа о том, чем Вы можете на данный момент ему помочь. Анжелика, лучше всего не убегать от ваших состояний, Вам одинаково тяжело, но попробовать поговорить о том, каково Вам сейчас, стоит.
Скажите,а до травмы насколько близкими были Ваши отношения с мужем?
Как часто Вы ссорились? Вы живёте с ним одни,без родителей? Доход приносит муж?
Вы работаете или учитесь?
Следующее, Возьмите тетрадь и сделайте несколько списков:
В первом выпишите все то, что Вы ожидаете в идеале от мужа к Вам, то есть как ему нужно вести с Вами, чтобы у Вас с ним выстроились гармоничные отношения.
Во втором списке выпишите все то, что есть в реальности в ваших отношениях, как он с Вами себя ведет и что Вам дает.
В третьем списке выпишите все те недовольства, которые ему хотели бы предъявить.
В последнем списке напишите о том, чем Вы недовольны собой, за что ругаете себя или вините.
Эти списки, Анжелика, помогут Вам разобраться в ваших чувствах к себе, к мужу, к вашим ожиданиям от него, реальное его отношение к Вам.
Вопрос,касающийся того,почему Вы каждый раз расстраивайтесь лежит в негативных убеждениях о себе, которыми Вы реагируете каждый раз при ссоре. Нужно их найти и проработать.
Анжелика, я Вам рекомендую почитать книгу Андерсон, Бэнкс, Оуэн: “Пойми меня, если сможешь. Почему нас не слышат близкие и как это прекратить”. Я думаю, она поможет Вам разобраться в Ваших ссорах и наладить отношения.
Анжелика, я, надеюсь, что Вы с мужем сможете найти общий язык и снова зажжете свет в ваших отношениях. Если будете чувствовать, что нуждаетесь в помощи, то обращайтесь.
С уважением, Радионова Ольга.