Муж унижает без причины.

Вопрос психологу:
Добрый день! Мы с мужем вместе 3 года, оба вспыльчивые, ссоры не редкость. Но это компенсируется тем, что мы по жизни смотрим в одну сторону, понимаем друг друга, он очень щедрый, все делает, чтобы мне было хорошо и удобно, я это очень ценю. Но примерно последние полгода он взял привычку посылать меня, без видимой причины. Одна из ситуаций произошла прямо сейчас: мы вместе ужинали, смотрели телевизор, он был в хорошем настроении, я тоже, все хорошо. Написал его коллега по работе, записал на видео свою новую тумбу под телевизор (муж его об этом попросил, так как мы тоже думаем ее купить). Снял он ее вблизи, больше обращая внимания на материал. Я сказала, что непонятно как она выглядит целиком. Муж включает голосовое сообщение и просит, чтобы я ему об этом сказала. Я ответила, что не хочу, я с этим коллегой даже не знакома. На что муж мне показал палец, с мерзким, полным отвращения выражением лица. На что я, естественно в шоке, сквозь слёзы (я не умею их сдерживать), потребовала объяснить мне что я такого страшного сделала и для чего он меня в очередной раз так унижает. Он ещё раз показал мне этот жест и сказал, чтобы я сваливала в другую комнату. И я сижу сейчас здесь и искренне не понимаю что это было, я начинаю сомневаться в психическом здоровье своего мужа. Подскажите какой я могу сделать вывод из этой ситуации, как мне реагировать, у меня опускаются руки. Наверное вы скажете, что моя вина в том, что я с самого начала это позволила, но это не так. Если меня обидеть, я долго отхожу, долго с мужем не разговариваю, почти всегда доходит до скандала, я думаю для него предельно понятно, что мне это совсем не нравится. Заранее спасибо за ответ.
Автор вопроса: Лидия Возраст: 24

На вопрос отвечает психолог Хиневич Елена Владимировна.
Добрый день, Лидия. Естественно, когда человек сталкивается с необъяснимой грубостью и хамством это вызывает непонимание, обиду и разочарование. Что уж и говорить если подобное поведение исходит от любимого и близкого человека. Часто женщины, оказавшиеся в такой ситуации, пытаются найти причину изменения поведения мужа в себе, всячески стараются угодить ему, но его агрессия и хамство только возрастает, а иногда в ход начинают идти и кулаки. Поэтому пускать ситуацию на самотек и надеяться, что все измениться само собой не стоит, как показывает практика со временем становится только хуже.
Эмоциональные выплески, которые Вы описали, так называемая «мужская истерика» выполняет защитную психологическую функцию, а именно снятие эмоционального напряжения. Зачастую мальчики, которых воспитывают в формате: «Не ной, ты же мальчик», «Будь мужиком», «Мужчины не плачут» и т.д. не могут свободно выражать свои эмоции, они считают это проявлением малодушия и слабости. В результате чего человек замыкает свои чувства и эмоции внутри себя, таким образом все негативные чувства скопившееся внутри представляют собой «бомбу замедленного действия». И взорваться она может в любой момент, даже при самом малозначительном и несущественном обстоятельстве, такое явление в психологии получило название «эффект последней капли». И если с самим поведенческим актом все понятно, то причин, которые способствуют накоплению негативных эмоций может быть весьма много, и задача номер один определить, что на самом деле стоит за таким не вполне адекватным поведением Вашего мужа.
Основными причинами часто являются следующие:
1. Прошел период влюблённости, когда мы ощущаем действия «гормонов любви». После этого чувство постепенно начинают остывать у любой пары. В этот период важно укреплять и поддерживать чувства, в этом должны быть заинтересованы оба супруга. Если для одного из супругов данный этап отношений не значим, то отношения постепенно сойдут на нет. В этом очень помогает поиск совместных увлечений, общая цель, путешествия и т.д. Важно чтобы супруги стали видеть друг в друге партнёров по жизни, а не просто предмет обожания.
2. У мужчины появилась другая женщина. В таком случае хамское поведение мужа может быть направлено на создание таких условий, чтобы женщина не выдержала и ушла сама. Это позволяет мужу «сохранить лицо», жена же сама ушла и в то же самое время остаться в глазах других, да и в своих собственных честным человеком. При такой ситуации необходимо сразу поставить все точки над i. Не надо ходить вокруг да около, четко обозначьте свою позицию по этому вопросу и предоставьте мужу право выбора.
3. У мужчины появилось много внутренних претензий к супруге. Она перестала следить за собой как раньше, стала уделять ему меньше внимания и т. д. Здесь опять же на помощь может прийти откровенный разговор по душам. Попросите, что бы муж четко и без оскорблений объяснил, что именно его не устраивает, а дальше выбор за Вами.
4. Низкая самооценка мужа. Мужчина пытается поднять ее по средствам унижения супруги. Он может быть недоволен, своей работой, уровнем заработной платы, у него могут быть плохие отношения с коллегами. Но что-то изменить в себе очень тяжело, проще оторваться на жене. В этом случае очень важно говорить мужу о своих чувствах. Никто из нас не обладает даром ясновиденья, и большинство из нас даже не догадываются какую бурю эмоций в другом может вызвать наш необдуманный поступок. Поэтому как можно чаще говорите своему мужчине, что именно Вы чувствуете после его всплесков. Он должен понять, что Вы живой человек, а не «кукла для поднятия его самооценки». Хвалите его за любые достижения и в моменты затишья чаще говорите, как Вы счастливы рядом с ним.
5. Мужчина может чувствовать неуважение со стороны супруги или сам подозревает ее в измене. И в очередной раз стоит поговорить с мужем откровенно, старайтесь чаще проводить больше времени вместе, не давайте ему лишнего повода для подозрений, сами доверяйте ему.
6. Женщина занимает позицию жертвы. На любое неадекватное поведение мужчины она либо плачет, либо обижается, но при этом не высказывает никаких конкретных претензий, а то и вовсе смеряется и перестает реагировать на это поведение. Остановитесь, трезво посмотрите на ситуацию со стороны, Вас это устраивает? Если нет, то принимайте меры, берите на себя ответственность за свою жизнь, не позволяйте никому так с собой обращаться.
В любом случае решать эту проблему необходимо с разговора. Разговор должен проходить в спокойной обстановке. Спокойным и уверенным тоном необходимо сказать, чтобы муж больше себя так не вел, в противном случае Вы не намерены больше разговаривать. Причины для грубости могут быть разные, но свои эмоции он должен уметь контролировать. Скажите о своих чувствах, о том, как Вам больно, когда он себя так ведет. Если есть проблема, то ее необходимо решать, но решать вместе. Если мужчина не при каких обстоятельствах не намерен идти на разговор, ничего не хочет в себе менять и всячески игнорирует слова жены о ее чувствах, то стоит всерьез задуматься о радикальных мерах.
Итак, подводя итоги, хочу дать Вам следующие рекомендации:
· Полагать, что все само собой как-то уляжется и муж успокоиться глупо, ничего само по себе не меняется.
· Не стоит в ответ на грубость проявлять заботу и ласку – это не поможет уладить ситуацию.
· Оскорблять супруга в ответ не стоит, научитесь держать лицо. Не видитесь на провокации и манипуляции мужа. Если в ответ на его эмоциональный всплеск Вы будете сохранять хладнокровие, то ситуация сама по себе угаснет очень быстро.
· Четко заявите мужу свою позицию, не допускайте чтобы он видел Вашу слабость, покажите ему, что Вы сильный человек, который никому не позволит так с собой обращаться.
· Если супруг и дальше продолжает себя так вести и всячески игнорирует Ваши действия, направленные на улучшение ситуации, то лучше с ним расстаться. Если Вы этого не хотите, то вам придется смириться с образом жертвы и не жаловаться, что жизнь складывается не так как Вы хотели.
Я искренне желаю Вам счастья и гармонии в жизни.
С уважением, Елена Хиневич.