Эмоциональное насилие. Боюсь уйти и не справиться.

Вопрос психологу:
Недавно поняла, что нахожусь в браке с абьюзером. Эмоционально выгораю, более года сижу на успокоительных, сильно устаю, страдаю бессонницей. Нахожусь в декретном отпуске. Своего жилья нету. Боюсь разрывать отношения, потому что думаю, что сама могу справиться хуже, чем с помощью мужа. Достойных условий для ребёнка сейчас дать не могу.
В моём родительском доме нету даже ванной и туалет общий, очень маленькая жилплощадь 17 м кв. Живут мама с бабушкой - пенсионерки. Поддержки мне ждать не от кого - чувствую себя беззащитной. С мужем живём на съёмной квартире. Так что с ним делить нечего и не на что рассчитывать. До выхода на работу ещё полтора года. И то - зарплата не большая, мне самой на аренду жилья не хватит. Последнее время с мужем не могу и трёх дней спокойно прожить - упрёки, обвинения, "нашептывания" ребёнку обо мне в третьем лице. Уже даже на нормальные вещи не могу реагировать нормально, потому что всегда жду очередного "укола", всегда в напряжении в присутствии мужа. А ещё, недавно, он со мной не разговаривал полтора месяца...
Автор вопроса: Алина Возраст: 37

На вопрос отвечает психолог Цуркан Виктория Николаевна.
Здравствуйте, Алина.
Искренне сочувствую вам! Жить с человеком, который постоянно упрекает, обвиняет и «нашептывает» что-то ребенку, очень тяжело. Неудивительно, что вы чувствуете эмоциональное выгорание, ведь постоянное напряжение забирает много сил.
У вас нет родных, которые могли бы вам помочь, нет своего жилья и достаточно средств к существованию, поэтому ваш страх «разрывать отношения» понятен. Женщине без материального обеспечения одной с маленьким ребенком очень непросто выживать. На это нужны внутренние ресурсы, а у вас их нет. Страх в данной ситуации вас охраняет от действий, которые могут привести в еще более тяжелые условия.
Цена достойных условий для ребенка – высокая. Вы живете в насилии каждый день. Несчастная измученная мама, нелюбовь родителей друг к другу, неуважение, обесценивание мужа – действительно ли это достойные условия?
Вы не написали свой вопрос. Непонятно, какую цель вы перед собой ставите. И чего бы вам хотелось получить в результате консультации психолога. Остается только фантазировать об этом.
Возможно, вы еще сами не определились: хотите ли вы наладить отношения с мужем или хотите их разорвать. Но в любом случае вам стоит начать размышлять, а потом и действовать в сторону повышения своей независимости от мужа.
До выхода из декрета у вас есть полтора года. И если на вашей работе маленький доход, то стоит поискать возможность работать в другом месте, например, он-лайн. Благо сейчас интернет предоставляет широкие возможности в разных направлениях.
Вы можете поискать, какая профессия вам интересна и по силам. Начать обучение, получить дополнительное образование. Маленькими шагами двигаться в сторону материальной самостоятельности.
Рискну вам предложить ответить себе на вопрос: как бы вы решали материальные вопросы, если бы ваш муж уехал на работу в другую страну и перестал выходить на связь, или внезапно заболел и умер (простите за жестокость). Возьмите лист бумаги и запишите ваши действия в подобной ситуации по шагам: куда бы вы пошли, что стали бы делать, на чью помощь вы могли бы рассчитывать, какую работу бы выбрали, где бы вы жили. Запишите все, что придет в голову, неважно насколько реалистичными будут ваши предположения. Важно выписать все на бумагу, это упорядочивает мысли в голове и дает реальное видение того, на что вы способны.
Любая ситуация в нашей жизни несет в себе и позитивное зерно. Поразмышляйте: зачем это с вами происходит, каким человеком вы можете стать благодаря сложившимся обстоятельствам, какая часть вас остается в тени и требует, чтобы вы обратили на нее внимание, какие таланты и способности вы можете раскрыть на пути к благополучию.
Рекомендую вам с сегодняшнего дня начать формировать подушку безопасности: регулярно откладывать хотя бы небольшую сумму денег, чтобы вы могли в случае ухудшения ситуации в семье прожить 2-3 месяца без поддержки мужа.
Эмоциональное насилие негативно сказывается на психическом состоянии. Вы и сами это уже заметили: силы убывают с каждым днем. Одной выбраться вам будет очень сложно. Поэтому, если у вас есть возможность, обратитесь к психологу. Узнайте – есть ли в вашем городе социальная служба, которая предоставляет бесплатную помощь женщинам в подобных ситуациях. Поддержка и рекомендации специалиста ускорят и облегчат вам решение задач, которые вы перед собой поставите.
Вам важно позаботиться о своем здоровье, поэтому научитесь снимать напряжение, избавляться от стресса с помощью простых упражнений. Чтобы они имели эффект, их нужно делать регулярно, каждый день.
Если вы научитесь отслеживать, что происходит с вашим телом, научитесь расслабляться в моменты, когда муж на вас «нападает», то его упреки и обвинения не будут иметь такого разрушительного эффекта для вас, как сейчас.
Я могу предложить вам освоить 3 простых техники. Но вы и сами можете найти массу упражнений на расслабление в интернете.
Задача: вернуться в тело и усилием воли расслабить его. Тревога и страх не живут в расслабленном теле.
Сначала вы научитесь выполнять техники в спокойной обстановке, а затем сможете расслабляться за считанные секунды в сложных обстоятельствах.
Техники расслабления простые. Пусть не пугают вас названия. Вы быстро их освоите:
1) Абдоминальное дыхание
2) Быстрая мышечная релаксация
3) Сигнальная релаксация
Выполняйте каждое упражнение по три минуты.
Абдоминальное дыхание
Существует группа мышц брюшной полости, которая обыкновенно напрягается в ответ на стресс. Они давят на диафрагму во время вдоха, что уменьшает объем вдыхаемого воздуха. При поверхностном дыхании вы можете ощущать, что вам не хватает кислорода. Организм получает сигнал о том, что вы в опасности.
Абдоминальное дыхание позволяет прервать этот процесс: мышцы, давящие на диафрагму, расслабляются и дыхание замедляется. Три - четыре глубоких вдоха помогают почти мгновенно расслабиться.
- лягте и закройте глаза
- положите одну руку на грудь, другую - на живот, чуть ниже талии. Вдыхая, представляйте, что вы направляете поток воздуха так глубоко в свое тело, как только возможно. Почувствуйте, как расправляются легкие, наполняясь воздухом. При этом рука, которая лежит на груди, должна оставаться совершенно неподвижной. В то время, как другая, что лежит на животе, подниматься и опускаться при каждом вдохе и выдохе.
- продолжайте медленно вдыхать и выдыхать. Пусть дыхание само найдет свой ритм. Во время вдоха регулируйте силу воздушного потока так, чтобы он преодолевал давление руки на животе.
Быстрая мышечная релаксация
Напрягите все группы мышц и удерживайте напряжение семь секунд. После чего дайте мышцам расслабиться на двадцать секунд. Когда вы приобретете определенный опыт, вам понадобится меньше времени на напряжение и расслабление мышц.
Сигнальная релаксация
Эта техника расслабления сочетает словесное внушение и абдоминальное дыхание.
1) примите удобное положение.
2) постарайтесь избавиться от напряжения с помощью быстрой мышечной релаксации.
3) сконцентрируйтесь на том, как поднимается и опускается ваш живот при каждом вдохе и выдохе. Дышите медленно и ритмично. С каждым дыхательным циклом расслабляйтесь все больше и больше.
4) при каждом вдохе начните говорить про себя «вдох», а при выдохе - «расслабление». Просто повторяйте: «Вдох... расслабление, вдох... расслабление», - отпуская напряжение во всем теле.
Метод сигнальной релаксации учит ваш организм связывать слово «расслабление» с чувством релаксации. После того, как вы поупражняетесь какое-то время и ассоциативная связь закрепится, вы сможете расслаблять мышцы, просто мысленно повторяя: «Вдох... расслабление».
Сигнальная релаксация порой помогает снять стресс менее чем за минуту. Вы можете использовать сигнальную релаксацию для того, чтобы справиться с тревогой, гневом, расслабиться и легко уснуть.
Успехов вам! Уверена, что вы справитесь и найдете для себя самый эффективный способ наладить свою жизнь!