Как решиться уйти от мужа. Мне становится его жаль, так как я разлучаю его с детьми.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! На данный момент я в разводе с мужем, имею двоих детей, проживаем совместно.
С мужем мы познакомились в училище, я его добивалась. Он был любовью с первого взгляда. Начали встречаться, но его уход в армию нас разъединил, по его инициативе. Спустя время, после армии он меня нашёл и наши отношения возобновились. На тот момент я училась в вузе, мы стали вместе проживать. Период был замечательный, новая взрослая жизнь. Я стала ревнивой, так как один раз случайно заметила его список подарков для близких ему людей. Там была его бывшая девушка (на первом месте), сестра и на третьем я. Далее он, в силу своего занятия, а он был диджеем электронной музыки, имел общение со многими особями женского пола. В общем я часто ревновала. Но также и имела свое общение, где мне нравилось мужское внимание, чего я не дополучала со своим партнёром. Надо сказать, что мне он нравился мягким характером, в сексе всё устраивало. Далее, стали происходить ссоры, даже не приличные. С криками, орами, можно сказать и драками. Я любила бывать на его вечеринках, но конечно же диджей- ценр вечеринок, было много ревности с моей стороны. В итоге я уезжаю на разъездную работу, на расстоянии с ним, а Москву. Отношения сходят на нет, так как он неприлично себя ведёт и я понимаю, что он планирует переезжать в Москву к своему другу, совместно проживая с другой особой. Для меня это означало только одно - свобода от отношений, которые уже тяготили меня на тот момент. Я пускаюсь во все тяжкие и плыву по течению чувств. Вступаю в интимную связь с человеком, который просто кончает в меня (извините за прямолинейность). Я почувствовала себя униженной и никак не могла понять, почему человек так сделал, не спросив меня об этом. Так же я понимаю, насколько глупа и не образована сама была в этом вопросе. Не могла предвидеть такой поворот, что меня не спросят. Наши отношения с моим бывшим всегда были прерванными. И я забеременела. На тот момент я понимала, что об аборте не может быть и речи, не важно как сложатся обстоятельства. Далее объявился мой бывший, умолял с ним не рвать отношения, но он ещё не знал о беременности. Когда я рассказала, то он сразу сказал не переживать, на таком маленьком сроке аборт ничем не может угрожать. Я сказала, что все кончено. Не очень помню свои чувства, в итоге мы вместе поехали на УЗИ, чтобы убедиться. Когда беременность подтвердилась, то он опять настаивал на аборте. В итоге, со слезами и соплями, он решился. Позвонил своей маме и поведал ей новость о том, что скоро станет отцом. Далее наступает следующий период нашей жизни. Рождается дочка. Сейчас ей уже 12 лет и за это время много уже чего произошло. Основное, что хочу сказать, так это то, что все эти годы он пытался мне внушить чувство вины за мои деяния. Я же со своей стороны, считала, что он сделал свой выбор осознанно. Я чувствую, что он ждёт от меня каких то не уплаченных долгов. То я не готовлю что он любит, то не вовремя постираю. А также он говорит не приятные вещи в мой адрес. Почему терплю - потому что позволила навесить на меня это самое чувство вины. Недавно родился наш общий ребёнок. Но всё ещё больше ухудшилось. Последний инцидент был связан с тем, что я очень устала от быта и прочего, в общем я стала не сдержанной, накинулась как то с кулаками, давно такого не было, лет 8. Но он тоже себя не сдерживал и сделал мне больно. Детей он любит. И дочь и сына. Зарабатывает, купили квартиру. Обеспечивает полностью, но мы не живём шикарно. Не считает, что летний отдых, например, обязателен. Нет денег и всё. К бабушке на юг на лето и достаточно. Выпивает регулярно раз в неделю!!!!! Как положено, 2 литра пива. С детьми не гуляет. Ни сам, ни со мной. Мой вопрос - я решилась уйти. Но также мне становится его жаль, так как я разлучаю его с детьми. Он мне как то привёл пример, что я бы в такой ситуации вряд ли ушла, если бы дети остались с ним. Ужасно больно вспоминать все эти годы. Моя самооценка на нуле, жизненных сил нет. Этот союз высосал последние остатки самоуважения. В ушах звучат его слова - сука не благодарная.
Автор вопроса: Виктория Возраст: 37

На вопрос отвечает психолог Михайлова София Сергеевна.
Виктория, здравствуйте!
Вы испытываете боль и разочарование в отношениях с мужем, чувствуете нервное истощение, потерю энергии (жизненных сил нет). Ощущаете, как упала Ваша самооценка, многое терпели, и критику и обвинения и оскорбления. Вы пишите, что приняли решение уйти и Вас сдерживает то, что «становится его жаль, так как я разлучаю его с детьми».
Чувство вины плотно захватило Вас в свои объятия. Вы решаете позаботиться наконец о СЕБЕ, о СВОЕМ спокойствии, о СВОЕЙ жизни и сразу же обвиняете себя в том, что своим решением причините страдания мужу. То есть Вы уже заранее готовы НАКАЗАТЬ себя за то, что просто выбираете СВОЮ жизнь. Ваша жертва не изменит партнера, поверьте.
С одной стороны, чувство вины помогает нам быть более внимательными и человечными в отношениях с другими людьми, оно является основой нашей совести и морали. С другой стороны, наш внутренний критик не всегда понимает, где мы действительно виноваты, а где нет. Часто чувство вины заставляет нас страдать, хотя мы и не совершали никакого проступка. А еще этим чувством не брезгуют манипулировать некоторые наши близкие. При этом обычно задействуются манипуляции, основанные на чувствах: вины, стыда, жалости, долга. И всегда ощущение, что мы делаем что-то неправильно, а значит должны быть наказаны. И даже если наказание не проявляется во внешнем мире, мы занимаемся самобичеванием, самоосуждением, начинаем хуже к себе относиться, сами себя наказываем.
Попробуйте внимательно, как бы со стороны, понаблюдать, что произойдет при встрече с человеком, по отношению к которому вы чувствуете себя виноватым в чем-то конкретном. Вы будете удивлены, когда этот человек воспроизведет то, что было у вас в мыслях. Получается, что посредством переживания вины мы притягиваем к себе критическое отношение. Иными словами, наша заниженная самооценка и возвращается к нам через других людей в форме их попытки принизить нас.
Подавлять в себе чувство вины это конечно не выход. Нужно изучить критические ситуации связанные с этим чувством с другой точки зрения, под другим углом. Возможно, изменится значение и важность чего-то или кого-то в этой ситуации. Попробуйте на листочке бумаги записать все ситуации, в которых чувствуете вину. Рассмотрите каждую из них с позиции себя настоящей сейчас: это действительно произошло из-за Вас или причиной стало может быть стечение обстоятельств, на которые Вы не могли повлиять, недостаточность каких-то знаний или просто опыта? Подумайте об этом. Спросите себя, Виктория, когда Вы ненавидите себя и вините в чем-то, что Вам это дает? Для чего Вы это делаете?
Не реагируйте на манипуляции людей. Очень часто мы испытываем чувство вины после чьих-то слез, обид, нервов и т.д. просто учитесь не реагировать на такие манипуляции. Виктория, когда Вам захочется в чем-то оправдываться остановите себя, подумайте, а действительно ли Вы виноваты?
Попробуйте взять на себя ответственность за СВОЕ мышление и поведение, за СВОЮ СОБСТВЕННУЮ жизнь. Научитесь быть автором и причиной всего, что происходит именно в ВАШЕЙ жизни. Ставьте и достигайте собственные цели, получайте от этого радость и удовлетворение. А то, что происходит в жизни ДРУГИХ людей является ИХ ВЫБОРОМ. Ответственность за эмоциональное состояние другого человека лежит на нем, а не на Вас. Не забирайте право выбора у другого человека. Его жизнь – это ЕГО жизнь.
Почему обязательно кто-то должен быть неправым, плохим или виноватым? Можно просто отказаться играть в эту игру и находиться в состоянии сознания, которое не оценивает нас, а СОЧУВСТВУЕТ нам. К сожалению, неприятные события могут просто происходить в нашей жизни. Научиться проявлять ДОБРОТУ к САМОМУ СЕБЕ это очень важно.
Только Вы, Виктория, выбираете то, чему с Вами происходить или не происходить, только Вы выбираете как Вам относиться к тому или иному событию и к СЕБЕ самой. Будьте добры к себе, сочувствуйте, а не наказывайте себя. И позвольте другому человеку жить свою жизнь, самому отвечать за свои поступки и проживать свои эмоции.
Помните, что всегда можете получить психологическую поддержку по работе с самооценкой, самопринятием, а также с причинами, вызывающими у Вас чувство вины.
Здоровья Вам, уверенности в себе и своих решениях. И помните, ошибаться это нормально. Благодаря ошибкам, благодаря нашему опыту мы можем меняться, становиться мудрее и сильнее.
С уважением, София