Детские травмы мужа подталкивают его к выпивке и обиде за прошлое.

Вопрос психологу:
Мой муж потерял мать в детстве, примерно в 10 лет, точно он не помнит, как и многие события из детства. После этого его воспитывала бабушка и отчим. Бабушке было трудно после смерти его матери, она выпивала и часто словесно на нем срывалась. Сейчас отношения между ними очень плохие. Мой муж не хочет с ней общаться. Иногда бабушка звонит ему, просит прийти, плачет, но он холодно отвечает что занят. Родного отца муж почти не помнит, а с отчимом отношения хорошие. В нашей повседневной жизни все нормально. О детстве он говорит спокойно, говорит что он совсем ничего по этому поводу не чувствует. И к родственникам он абсолютно равнодушен. Но иногда, когда муж выпьет он начинает плакать, рыдать и кричать (крик не выражен словами, а просто в голос). В таком состоянии часто говорит о обиде на родного отца. Винит его в том, что он не искал никой связи с ним. Будто все накопленное годами вдруг вырывается. Я понимаю, что на самом деле, ему больно, просто он это прячет сам от себя. К психологу он не пойдет. Как помочь ему?
Автор вопроса: Анастасия Возраст: 26

На вопрос отвечает психолог Журавлёв Александр Евгеньевич.
Здравствуйте, Анастасия!
Вопрос по делу и по адресу.
Как помочь мужу?
Два генеральных направления:
Первое - обратиться к специалисту. Я имею ввиду хорошего психотерапевта. Причём, действительно психотерапевта. Или психотерапевтов.
Здесь может быть классический психоанализ, гештальт-терапевт, практический психолог мультимодального направления и даже арт-терапевт!
Лучше бы с ним поработали реально несколько специалистов.
Насколько это возможно - я не знаю. Но хотя бы одного практического психолога Вы найти для мужа можете.
Здесь вопрос только один: Захочет ли он работать с психологами?
Вы, конечно, уже сказали. что "не пойдёт". Но всё-таки, попробовать в каком-то виде повзаимодействовать ему с психологами можно.
Второе направление - Ваша работа с ним, постоянная и кропотливая.
Надо пытаться разговаривать. И это не такая простая задача.
То есть, каждую минуту надо быть очень внимательной, ловя моменты, когда можно правильно задать вопрос и таким образом стимулировать его на "говорение". А говорение для него очень важно!
Проговаривая (просто проговаривая) то, что на душе, в мозгах, без анализа, поиска истины, можно очень серьёзно "очистить", разгрузить его сознание. Заставляя проговаривать, можно даже добраться до программ и мотивов, скрытых в подсознании. То есть, добраться до чего-то очень глубинного и очень закрытого. Закрытого и для него самого.
Что значит "правильно задавать вопросы"?
Вопросы должны быть открытыми. То есть на них нельзя ответить просто "да" или "нет".
Ты пойдёшь гулять сегодня? - Да/нет. - Это закрытый вопрос.
Где бы ты хотел погулять сегодня? --------- Открытый вопрос.
Этот человек прав? - закрытый.
В чём правота этого человека? - открытый.
Вопрос может быть и скрытым! Он может быть "закодирован" в каком-то сообщении от первого лица, если слегка придать ему вопросительную интонацию или сопроводить вопросительным взглядом.
"Лично я обожаю такую погоду для прогулок по городу!" - и посмотреть на собеседника.
"Я бы не смогла долго ненавидеть кого-то. Я заболеваю от обиды." - и посмотреть на собеседника.
Короче, Вам надо разговорить мужа. Начинает говорить - выздоравливает.
Только он открывает рот, сразу замолкайте и не мешайте ему говорить.
Есть ещё один важный навык. Он называется "активное слушание".
Надо реагировать на речь человека любым невербальным или паралингвистическим способом: кивание головой, заинтересованный взгляд, слёзы или смех, поддерживающие слова и паралингвистические реакции (да-да, да ты что, ну и ну, вот это да, как такое возможно, я не верю ушам, ух ты и т.д.)
Далее...
Эмоционально поддерживайте мужа. Постоянно. Будьте ему в помощь.
Но! Это не должно быть преградой для Ваших реакций. Вы можете ему сказать : "Когда я вижу, как ты страдаешь, я сама заболеваю. Мне нужно, чтобы ты был здоров и счастлив. Тогда и со мной всё будет отлично."
Слово в слово. Ничего от себя не прибавляя.
Это называется "я-высказывание". Это о Вас, от Вашего лица, без обвинительных оттенков.
Почаще заглядывайте ему в глаза, держите его за руку, трогайте его плечи. Это помогает быть всегда в контакте.
И - главное - поддерживайте разговор!
Анастасия! Вопрос непростой, но мы попытаемся хотя бы что-то начать делать!
Вы молодец!
А. Журавлёв