Проблемы в отношениях и депрессия у мужа. Как ему помочь?

Вопрос психологу:
Доброго времени суток! Сложилась следующая ситуация: в начале октября обычная бытовая ссора переросла в огромный скандал со взаимными претензиями и упреками. На эмоциях предложила развод. В дальнейшем пожалела о своих словах. Обычно я человек спокойный, голос не повышаю даже в ссорах, так как сама не терплю подобного. В моментах, когда понимаю, что закипаю и могу наговорить много плохого стараюсь уйти от разговора и остыть, но в этот раз, увы, не смогла. Позже мы поговорили уже без эмоций и муж рассказал о том, что у него происходят изменения в эмоциональном состоянии и он не справляется. Я их замечала периодически, но списывала на усталость от работы, так как часть коллектива у них сократили и работа уволенных сотрудников легла на плечи тех, кто остался. Но после ссоры и разговора стала отчетливо замечать как раскачивается его эмоциональное состояние. Предложила ему сходить к психотерапевту и обратиться к психологу. Сначала он отрицал, отказывался от помощи, но спустя месяц разговоров и уговоров, разъяснения всей серьезности ситуации муж таки сходил к врачу. На данный момент ему выставили диагнозы «Циклотимия. Реактивная психогенная постневротическая психоастеническая тревожность, апатическая депрессия» и назначили курс лечения. Через месяц идёт на приём к психологу (сам специалист так назначила). И сейчас мне нужен совет - как мне вести себя с ним? Я понимаю, что я в какой-то степени виновата в его этом состоянии. Вопрос с разводом пока завис в воздухе, так как муж не знает хочет он его или нет, решили вернуться к нему после стабилизации состояния и работы с психологом. Но не зависимо от того, как сложатся наши отношения в дальнейшем, и что будет с семьей я хочу ему помочь. Подскажите, пожалуйста, как мне с ним правильно строить диалог? Чтобы он не чувствовал жалости и при этом наше общение не было грубым, не хочу чтобы он предполагал, что я его не понимаю и не вникаю в его ситуацию. Может, есть какие-то статьи, книги? На данный момент отношения у нас ровные, спокойные. Стараюсь не «ловить» его настроение (я внутренне чувствую настроение близких мне людей и неосознанно подстраиваюсь под него), стараюсь: проявлять чуткость, аккуратно вести с ним диалог, выслушивать, не обесценивать его переживания и чувства, поддерживать. Если не хочет чего-то, стараюсь не лезть, чтобы не злить.
Автор вопроса: Анастасия Возраст: 26

На вопрос отвечает психолог Гатиева Людмила Федоровна.
Здравствуйте, Анастасия!
Прежде всего хочу сказать, что Вы – большая молодец, что уговорили мужа обратиться к врачу.
И надо отдать должное Вашему мужу, что он решился на этот шаг. Теперь главное для него пройти курс лечения и далее внимательно относится к своему состоянию.
Вам же Анастасия, не стоит проявлять гиперопеку. Теплые отношения очень важны в паре, они дают ощущение стабильности, но излишняя опека может спровоцировать сопротивление, потому что напомнит о болезни. Также не стоит чрезмерно контролировать его. Ваш муж – взрослый, дееспособный мужчина.
Помните, что споры, как правило, приводят к обратным результатам. А если у мужа возникнет какая-нибудь идея, которую Вы не готовы разделить, то постарайтесь направить его энергию в другое русло или, если не получится, пусть разрабатывает подробный и конкретный план воплощения своей идеи.
Чтобы его поддержать, Вы можете обсуждать с ним, как проходит процесс лечения. Но только в том объеме, в котором Ваш муж готов это обсуждать. Скорее всего, большую часть своих переживаний он оставит за переделами обсуждения. И это правильно. То, что происходит в кабинете психотерапевта – это закрытая тема. Отнесетесь к этому с пониманием. И учитесь слушать. В Вашем лексиконе не может быть слов: «Не выдумывай», «Тебе не может быть так плохо» и прочее. К сожалению, может быть плохо, Анастасия. В подобном состоянии все чувства у человека обостряются, а мы не можем их почувствовать за другого. Поддерживайте мужа в стремлении вылечиться.
Также Вы можете поговорить с психотерапевтом, у которого наблюдается Ваш муж и узнать его профессиональное мнение. Естественно с разрешения мужа. И именно к психотерапевту я Вам рекомендую обратиться за конкретными материалами, которые Вам могут помочь в данной ситуации, поскольку это касается психиатрии.
Анастасия, Вы должны четко понимать, что Вашему мужу поставлен медицинский диагноз, и он требует постоянной поддерживающей терапии, профессиональной помощи. Поэтому, если Вы - не психотерапевт, Вы не сможете помочь своему мужу буквально. Я имею в виду Ваше желание спасти, помочь, излечить.
И поэтому я хочу поговорить о Вас, Анастасия. Каково Ваше самочувствие, Ваше психоэмоциональное состояние? Ведь мы можем помочь другому, только если сами находимся в ресурсе, если у нас есть силы, для того чтобы делиться. Поэтому Вам стоит обратить внимание на свой психоэмоциональный фон. Нахождение рядом с депрессивным человеком не может не отразится на нашем состоянии. Почему в начале октября Вы не сдержались, и обычная бытовая ссора переросла в скандал? Что произошло с Вами?
Вы пишите: Я понимаю, что в какой-то степени виновата в этом его состоянии.» Анастасия, СТОП!
Если Вы хотя бы немного почитали о причинах циклотимии, то там сказано, что истинные ПРИЧИНЫ до сих пор НЕ ИЗВЕСТНЫ. Предположительно, болезнь носит НАСЛЕДСТВЕННЫЙ ХАРАКТЕР. Причем здесь, Вы, скажите? Вы понимаете, что взваливаете на себя ответственность за то, к чему не имеете ни малейшего отношения? И конечно, Ваша психика сопротивляется из всех сил, потому что выдержать этот груз невозможно. Чувство вины неизбежно обратится против Вас и будет разрушать изнутри, как любое деструктивное чувство.
Вопрос еще в том, Вы сами назначили себя «виновной» в произошедшем с мужем или это слова Вашего мужа? Это очень тонкий момент. Одно дело, если Вы сами проявили «инициативу», и совсем другое, если это произошло с подачи супруга. Потому что тогда это - откровенная манипуляция. А этого нельзя допускать.
Анастасия, Вы правильно выстраиваете свой диалог с мужем, выслушивая, поддерживая, уважая его границы.
Вам важно поддержать себя в этой ситуации. Очевидно, у Вас уходит много сил, чтобы быть спокойной и чуткой. Вы сами сейчас нуждаетесь в поддержке. Что Вас может поддержать? Спорт (помогает выразить злость, страх, дает мышечную усталость, снимает раздражительность), прогулки, музыка (успокаивают, расслабляют, позволяют выразить эмоции), работа (полное погружение в работу переключает с негативных эмоций) …. Продолжите список, Анастасия. Что-то Вы можете делать вместе с мужем. Что-то обязательно оставьте только для себя.
Я желаю Вам счастья!
Надеюсь, что мой ответ будет Вам полезен. Если возникнут вопросы, обращайтесь.
P.S. Буду признательна за обратную связь о консультации.
С уважением,
Гатиева Людмила Федоровна
Тел. 8-916-605-44=81
[email protected]