Последние два года у нас финансовые проблемы и мы не можем поехать в отпуск или устроить праздник. Стоит ли расставаться?

Вопрос психологу:
Мы с мужем 5 лет вместе и живем вместе 5 лет. Последний год меня не покидает мысль, что я хочу с ним расстаться. Хотя он прекрасный человек. Он очень заботливый. Он видит, что у нас что-то не так в отношениях и говорит, что если мы расстанемся, он это не переживет. Последние два года у нас финансовые проблемы и мы не можем поехать в отпуск или устроить праздник. Возможно это из-за этого.
Последний месяц я начинаю плакать из-за пустяков и у меня постоянная тревога, когда остаюсь одна дома может жить даже истерика. Сексом я вообще не могу заниматься. Все 5 лет я почему-то постоянно думаю о своей первой любви. Прекрасно понимаю, что не буду с тем человеком, но почему-то часто о нем думаю.
Но постоянно есть мысль, что пока мы молоды, мы можем что-то изменить. Пугает, что время бежит, а ничего не меняется . Я не хочу через 10 лет осознать, что сделала ошибку. Также, переживаю, что если мы расстанемся, то он останется совсем один. В данный момент он не общается со своей семьей. Боюсь сделать неверный шаг.
Автор вопроса: Wiktoria Возраст: 27

На вопрос отвечает психолог Михайлова София Сергеевна.
Добрый день, Виктория!
В Вашем коротком сообщении очень мало информации, и та, что есть скорее вызывает много вопросов, чем ответов. Из-за финансовых проблем и невозможности устроить себе отдых и праздник в жизни Вы задумались о расставании с мужем.
Мне кажется проблема здесь гораздо глубже, и я бы озвучила ее так «хочу жить интересно, радоваться жизни, но боюсь что-то менять, боюсь ошибиться».
Давайте вместе посмотрим сначала как бы со стороны на ваши семейные отношения. Муж прекрасный человек, очень заботливый, очень переживает из-за проблем в отношениях и боится Вас потерять. Вы, Виктория, постоянно думаете о своей первой любви, испытываете тревогу, плачете из-за пустяков, испытываете сексуальные проблемы. Возникло сразу несколько вопросов. Когда вы создавали семью, что вас объединяло, о чем вы тогда мечтали, что планировали, какие чувства испытывали? Какие чувства сейчас между вами? Что произошло с вашими мечтами и общими планами, что-то изменилось? Способны ли вы с мужем открыто говорить друг с другом, обсуждать проблемы, в том числе сексуальные, договариваться о том, что хотите получать друг от друга и что готовы давать своему партнеру? Это очень важно для здоровых семейных отношений. Большинство семей распадаются именно из-за того, что люди не умеют говорить, договаривать, а не умалчивать и договариваться. Кажется странно, а это именно так.
Первую любовь вспоминают все люди, и это замечательно. Это добрая память о первом чувстве. Как Вы вспоминаете это чувство? С доброй улыбкой или с обидой? Почему? Первая любовь она же как мираж, как наваждение, мы реального то человека и не видим, мы влюбляемся в идеал, который сами себе нарисовали, в иллюзию. Вы сравниваете своего мужа с тем человеком? Это совершенно разные люди, каждый человек уникален, у каждого есть достоинства и недостатки. Посмотрите со стороны на достоинства и недостатки своего близкого человека, подумайте о том, что Вы готовы принять, а с чем не готовы мириться. И только после этого можно принимать какие-то решения.
Вы пишите, Виктория, «пока мы молоды, мы можем что-то изменить. Пугает, что время бежит, а ничего не меняется». Вы ждете, что что-то изменится в Вашей жизни само собой? Что лично Вы предпринимаете в СВОЕЙ жизни, чтобы жить интересно, чтобы чувствовать праздник? Ведь на самом деле каждый день случаются какие-то мелочи, которые мы просто не замечаем и которые дарят нам радость в простом обычном дне. Интересной может быть прогулка на природе, общение в друзьями, чтение новой книги, посещение театра или выставки в музее и многое многое другое. А каждый день разве это не праздник? Ведь никто на 100% не уверен, что проснется утром следующего дня. И когда утром просыпаясь мы чувствуем свое дыхание, свое тело и понимаем, что живы и думаем о том, что сделаем сегодня, чем можем себя порадовать – разве это не замечательно? Именно Вы ВЫБИРАЕТЕ каждый день, каждый миг, то, что будет происходить или не происходить в ВАШЕЙ личной жизни, Виктория.
Вот еще одна фраза в Вашем письме «Я не хочу через 10 лет осознать, что сделала ошибку». Вспомнилась одна замечательная фраза «Не ошибается тот, кто ничего не делает». Совершать ошибки – это неотъемлемая часть нашей жизни. Как же можно получить новый опыт, новое знание? Как же можно понять, что это тебе подходит, а это решительно не подходит, если не попробовать, не ошибаться? Этот страх «совершить ошибку» формируется у нас еще в детстве. Это могли быть авторитарные родители и их гиперопека, которые «лучше знают, что тебе нужно». А школа с ее системой оценок, где ошибаться было плохо, можно получить двойку, и ты уже «плохой»... На самом деле этот страх во взрослой жизни лишает нас общения, возможностей, новых впечатлений. А вдруг я покажусь глупым? А вдруг я потеряю время впустую? Знакомо?
Виктория, живите полной жизнью, наслаждайтесь ей, совершайте ошибки и извлекайте из них уроки. Ошибаться можно и нам и другим людям. Глупо обвинять или критиковать другого человека за ошибки. Идеальных людей нет, каждый человек уникален. И помните, что все великие открытия делались путем проб и ошибок.
Чаще всего мы занимаемся самозапугиванием. Когда испытываете страх ошибиться, задайте себе вопрос: «Что самое ужасное может со мной случиться, если это произойдет?» А затем дайте волю своему воображению и напридумывайте самые разные варианты развития событий, доведите пугающую ситуацию до абсурда. Так Вы проживете эти страхи и пропустите их через себя, а заодно ощутите, что с Вами не случится даже миллиардная доля того, что нафантазировали и чем так старательно себя пугали.
Когда Вас будут беспокоить тревожные мысли не боритесь с ними, Виктория, а просто вспомните о своем дыхании. Это было первое в жизни, чему Вы научились. Есть такая методика расслабления «наблюдение за своим произвольным дыханием». Просто свободно дышите и наблюдайте за дыханием и движением воздуха между носом и носогубной частью. Если идут образы или мысли при этом - просто вспоминайте, что наблюдаете за дыханием и снова начинайте наблюдать. Без оценок, снова и снова возвращаться к наблюдению. Тело будет расслабляться и мысли будут просто приходить и уходить, Вы сможете не вовлекаться во внутренний диалог этих мыслей.
Попробуйте ответить на вопросы, может что-то даже запишите для себя и внимательно изучите свои ответы. И не забывайте, что Вы всегда можете обратиться за психологической помощью к специалисту.
Желаю Вам избавиться от страхов, обрести внутреннее спокойствие, уверенность и найти много радости в обычных житейских мелочах.
С уважением, София