Как договориться с мужем о разводе по-хорошему с особенным ребенком.

Вопрос психологу:
Очень сложная ситуация. Но постараюсь кратко.
В нашей семье есть ребёнок с особенностями развития, очень не простой случай. Школа по расписанию, муж здесь помогает - водит / возит его. Когда-то решили, что работать нужно ему из дома. Так и работает. Спустя время, нахождение мужа начало меня сильно напрягать, он мне просто надоел. Отношения стали ужасные, любви нет, да и не было с моей стороны. Предлагаю мужу жить отдельно и брать к себе ребёнка по очереди, я тоже хочу начать работать, сделать ремонт самой (муж не делает особо ничего), младший сын пошёл в сад, подрастает и мне становится легче.
Но дело в том, что муж не горит желанием уходить. То ли квартиру ему жалко, то ли ещё что-то просто не хочет менять. Дома конечно тепло, светло, чисто. Но я дома находиться уже не могу, он постоянно под носом. Хочу быть сама себе хозяйкой, ничего не боюсь и замужем быть надоело. Да, он помогает с особенным ребёнком, но такое чувство, что его условие - чтобы быть именно здесь, вместе. К чему так жить, я прятаться начала, не хочется возвращаться домой откуда-либо. Но когда говорю, что можно было бы помогать и водить ребёнка из другой точки планеты, побыть с ним у себя, пугает, что денег мне не даст или ещё что-то. Боюсь бросит меня с инвалидом, я и работать не смогу. Что делать не знаю. Он как будто знает, что я побоюсь что-то реально изменить, поэтому сидит никуда не собирается, хотя видит, что отношения у нас ужасные и подошли к концу.
Автор вопроса: Наталья Возраст: 37

На вопрос отвечает психолог Михайлова София Сергеевна.
Доброго времени суток, Наталья!
У Вас есть семья, двое детей и муж, который работает на дому. Вы в настоящее время не работаете, т.к. заботитесь вместе с мужем о своем особенном ребенке и младшем сыне. То, что большую часть времени вы находитесь дома, постоянно друг у друга «под носом», Вас, Наталья, стало мягко говоря раздражать. И Вы ищете способы изменить ситуацию. Вам кажется, что развод и уход мужа из дома было бы хорошим для Вас решением. А еще Вы хотите начать работать, сделать дома ремонт, проще говоря сменить обстановку.
Однако, я вижу, как Вы мечетесь в поиске решения проблемы и мысли иногда противоречивы. С одной стороны, «Хочу быть сама себе хозяйкой, НИЧЕГО НЕ БОЮСЬ и замужем быть надоело», и с другой стороны «ПУГАЕТ, что денег мне не даст или ещё что-то. БОЮСЬ бросит меня с инвалидом, я и работать не смогу».
Вы ищете решение не разумом а эмоциями, мне кажется в этом проблема. Попробуйте спокойно, обдуманно ПРЕДСТАВИТЬ НЕСКОЛЬКО ВАРИАНТОВ решения проблемы и РАЗВИТИЯ каждого варианта. Что будет, если Ваш муж уйдет, и Вы остаетесь одна с двумя детьми, и может быть он помогает финансово какое-то время. Представьте и другой вариант, Вы остаетесь с детьми без какой-либо помощи (если не сможете договориться) и также развитие этого варианта. Кто Вам сможет помогать, есть ли у Вас близкие, которые смогут поддержать, взять на себя часть забот хотя бы об особенном ребенке, пока Вы будете работать. Представьте и такой вариант, например, Вы выходите на работу на целый день или пол дня, не на дому. Как тогда будут развиваться события. Это же тоже смена обстановки. Может быть Вы еще видите какие-то варианты, подумайте о них, прокрутите как кино именно в развитии, «а что потом?»
Наталья, Вы пишите, что отношения у Вас ужасные. А что именно ужасного происходит Вы не пишите. И ужасные они, эти отношения с чьей стороны, с Вашей, или со стороны мужа? Он Вас оскорбляет, может быть бьет, может быть принуждает к каким-то действиям, или устраивает пьяные дебоши? Не помогает с детьми? Что именно? Или вся ужасность может быть только в том, что как Вы пишите «он мне просто надоел»? Ведь что-то вас соединило раньше, зародило семью… Тогда может быть поискать способы немного отдохнуть друг от друга? Например, Вам с одним из детей или двумя (Вы простите, я просто не знаю насколько тяжела ситуация с особенным ребеночком) уехать к родственникам погостить или в санаторий к морю, например. И деткам и Вам там было бы хорошо. Или может быть Вашему мужу арендовать кабинет для работы вне дома, тоже ведь решение.
Вам нужно просто ПОГОВОРИТЬ, рассмотреть разные варианты вместе спокойно, не обвиняя друг друга искать компромиссы, учиться ДОГОВАРИВАТЬСЯ. Вот Вы пишите «то ли квартиру ему жалко, то ли ещё что-то… такое чувство, что его условие - чтобы быть именно здесь, вместе». То есть Вы опираетесь на чувство, а поговорить с мужем об этом, спросить его, УСЛЫШАТЬ, что он скажет, Наталья, не пытались? А может быть он и не хочет никуда уходить, потому что любит Вас, детей, любит свою семью и хочет по-прежнему о вас заботиться? В семье очень важно СЛЫШАТЬ друг друга, ГОВОРИТЬ обо всем честно, ДОГОВАРИВАТЬСЯ.
Еще хочу спросить вот про это «Хочу быть сама себе хозяйкой». А что это для Вас означает? Что помогло бы Вам чувствовать себя хозяйкой СВОЕЙ ЖИЗНИ? Для этого обязательно быть одной? Или может быть есть другие методы? Для начала конечно хорошо бы понять какой смысл для Вас в этой фразе. Ну хорошо, если Вам пришла мысль, что нужно быть без мужа для этого, пофантазируйте тогда немного, тоже как кино про себя представьте. Чем бы Вы занимались? Что бы Вас могло увлечь? С какими людьми бы Вы общались? Какие мероприятия посещали? Какие отношения бы у Вас были с детьми, другими родственниками? Чем бы Вы себя могли порадовать, повеселить? Что может наполнять Вас энергией?
А теперь представьте, можно ли что-то из этого уже сейчас привнести в Вашу жизнь? Начните с малого. И если что-то возможно, а скорее всего это так, поговорите с мужем, расскажите об этом, о своих ощущениях, о том, что сделало бы Вас чуть счастливее. Я думаю, он будет рад видеть Вас в хорошем расположении духа.
Мы часто сами для себя в голове строим всякие пугалки, нагнетаем, устрашаем САМИ СЕБЯ. То, о чем мы очень много думаем, получает наше внимание, а значит получает нашу энергию. На что Вы сливаете свою энергию?
Ну почему мы люди все думаем, что жить будем вечно? Почему не думаем о том, что никто не гарантировал нам, что завтра наступит? Почему не замечаем столько простых мелочей рядом, которые могут подарить столько приятных радостных мгновений? Может быть просто улыбка близкого человека, может быть новое достижение ребенка, может быть перепалка воробьев за окном, может быть встреча с подругой, может быть просто прогулка в лесу или у реки, может быть невероятно приятные ощущения от ласкающей воды, когда принимаем душ, может быть благодарная улыбка соседки с ребенком, когда ей подержали дверь подъезда…
Может быть просыпаясь утром каждый новый день, думать не о нерешенных проблемах, а о том, чем я могу порадовать себя сегодня. Только у человека есть способность ВЫБИРАТЬ, что будет происходить в его жизни, а что нет. И вот Вы, Наталья, сейчас стоите перед этим выбором. Делайте его не из страхов, а из приятных ощущений, хороших добрых мыслей, вспомните о своих мечтах. Ведь когда-то и Вы мечтали. Страхи и негативное мышление парализуют нашу способность видеть свои возможности, видеть множество вариантов решения какой-то проблемы или задачи.
Наполните свою жизнь тем, что приносит Вам пусть маленькие моменты радости. Если Вы научитесь их замечать, их будет все больше и больше. С мужем постарайтесь поговорить, рассказать о своих ощущениях (не обидах!), о чем Вы мечтаете, что сделало бы Вас счастливее и постарайтесь услышать и его слова, его предложения. Может какое-то предложение Вам очень понравится? И тогда Вы не упустите возможность не рубить с плеча, а договориться. Если вам в этом потребуется помощь, то в нашем пространстве вы сможете найти хорошего семейного психолога, готового оказать поддержку.
Подумайте над всеми вопросами, может быть даже запишите ответы, прочитайте их и возможно придет понимание того пути, который нужен именно Вам, Наталья. С мужем или без, и это только Ваш выбор. И когда этот выбор осознанный, все складывается самым лучшим образом.
Всем сердцем желаю Вам хороших результатов в понимании себя и своего пути, жизни наполненной радостью и спокойствием.
С уважением, София