Придирки и эмоциональные качели со стороны мужа.

Вопрос психологу:
Добрый день. Хочу совета или просто взгляда со стороны на ситуацию. Мужу 49, мне 45. Поженились по любви , в браке 26 лет и 4 года то встречались, то расставались. Знаем друг друга 30 лет. Все было прекрасно, правда разные религии, но пожениться нам разрешили и все завидовали нашей любви. Это не от гордыни пишу, просто знаю, что это так. Слишком заметно было. Родили троих детей. Дочь 24, сын, 22, дочь 13. В 2008 муж начал ездить на вахты и ездит до сих пор .Я его не гнали, я против вахт, но он втянулся и так и работает. Сначала ездил в Питер, тогда я случайно увидела у него смс женщине любовное. Был первый серьёзный скандал. Потом поменял вахты на север, куда ездит до сих пор. Но с того момента отношения изменились. Я как прогрева и из влюблённой стала более требовательной, стала реже встречать с вахты с накрыть столом, решила: я здесь с тремя детьми тоже не прохлаждаюсь. Пусть приезжает с вахты и сразу впрягается в обычный быт. Сказала, те. Кто не ездит на вахту, вечером, приходя с работы , продолжают вести быт со своей семьёй. А чем вахтовик лучше? Короче, моя прямота не очень понравилась мужу. С годами он , слушая разных мужиков там, стал меняться, стал жёстче и холодный и начал вечно ко мне придираться. Советники научили видимо. Правда жаль, что он с высшим образованием слушает других. Я тоже с высшим, но решаю все сама. Короче он на вахтах месяц через месяц, я дома, хожу на работу, детей вырастила, конечно, не без его денег живу. Но я его уважаю за его труд. Что ему там несладко на морозе. А вот он меня нет, не жалеет, цепляется ко всему. Готовлю плохо, неряха. Мы тут его ждём, а он приезжает и все портит, думаю, ну и чего ждала, непонятно. В танки играет, сериалы смотрит, иногда шабашит немного. Но мою жизнь и жизнь детей знает только с моих слов. На выпускных не у каждого был, в университеты я устраивала, ездила с ними, на права я отправила учиться, все их проблемы я знаю. Много чего я делала и делаю, хотя тоже всегда работаю. А теперь и деньгами попрекает . Говорит, устал пахать на нас, не нравится, езжай сама на вахту. Не замечает, что при детях мне гадость говорит и даже не стыдно. А через какое то время подходит ласковый. И так раз пять на дню. Эмоциональные качели мне устраивает. А я сейчас хочу просто домашнего уюта, тепла, семейных отношений. Мы взрослые уже, скоро внуки появятся, а он ведёт себя, как истерично подросток с перепадами настроения. И считает себя во всем правым, не переубедить. Уже и витамины пил, и объясняла, а все равно без толку. Что не так? Иногда думаю, что он просто отупел, извиняюсь за выражение. У меня дома чисто, готовлю вкусно, по подругам и корпоративам не мотаюсь. А вот он может позволить себе и выпить, и к друзьям. Я вижу, что он хочет , чтобы я во всем подчинялась и ничего не требовала. Но как же раньше со мной жил, с самостоятельной и самодостаточной? Вдруг поменялся? Я все равно не смогу быть просто клушей, которая соглашается с мужем, когда он неправильно поступает. Он много глупых поступков делает, но я терплю и пытаюсь поговорить. Но он любитель уйти от разговора, если он не в его пользу. Вот как то так. Даже дети взрослые удивляются его странным выходкам
Автор вопроса: Ната Возраст: 45

На вопрос отвечает психолог Грудкова Татьяна Викторовна.
Здравствуйте, Ната!
Вы очень долго были с мужем в теплых гармоничных отношениях. Но они со временем  изменились. Муж стал холодным, попрекает деньгами, придирается к порядку в доме, говорит, что вы невкусно готовите...
Я понимаю, что слушать все это обидно. Вы пытаетесь что-то требовать, доказывать свою правоту, но пока безуспешно.
Давайте рассмотрим некоторые моменты вашей жизни, которые, на мой взгляд, мешают вам найти взаимопонимание.
Когда ваша семья жила в ожидании третьего ребёнка, муж решил ездить на вахты.
Вы были против вахт, но особо не возражали.
Чтобы сохранять любовь и эмоциональную близость на расстоянии, нужно прилагать дополнительные усилия.
Ваш муж выбрал обеспечить семье высокий материальный достаток. И, я думаю, что он, как любой мужчина, хотел бы получать высокую оценку своих усилий, благодарность за свой нелёгкий труд.
Но вы приняли решение стать более требовательной, не накрывать праздничный стол к возвращению мужа, пусть сразу включается в обычный быт.
При таком вашем отношении почему вы удивляетесь, что мужчина в ответ на ваши действия обесценивает ваш труд?
Есть такая поговорка, что муж - голова, а жена - шея. Это не значит, что жена может вертеть мужем как ей заблагорассудится. Это значит, что мудрая женщина лаской и любовью может попытаться повернуть мужчину в более комфортную для обоих сторону.
Самый проигрышный вариант взаимодействия в семье - это предъявлять претензии, требовать, критиковать, обижаться. Партнерство в браке - дело добровольное. Невозможно заставить человека быть таким, как вам хочется.
Важно уметь договариваться. Что делает отношения гармоничными? Вы наверняка это знаете и так поступали в первые годы вашей совместной жизни.
Для семейного согласия необходимо:
1. Интересоваться друг другом, не навязывая своего мнения
2. Стараться понять своего партнера
3. Уважать его мнение, даже если оно вам не нравится
4. Думать о том, что вы хотите дать своему партнеру, а не о том, что вы хотите получить от него
5. Ценить то, что он делает для вас (говорить ему об этом)
6. Как можно чаще благодарить
Ответственность за то, что отношения остывают, несут оба партнёра в равной степени.
И если кто-то один из пары способен отодвинуть в сторону обиды (а лучше их проработать с психологом) и вернуться к формату любви, взаимоуважения и взаимоподдержки, то второй партнёр невольно начнёт менять свое поведение в сторону любви и согласия.
Задумайтесь, чего вам больше хочется: быть правой или быть счастливой?
Я желаю вам женской мудрости!