Кризис в отношениях с мужем. Он хочет, чтобы я от него отстала и смирилась.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Мне 36 лет. С мужем вместе 10 лет (из них официально 9 лет). Двое совместных детей (8 лет и 2 годика). До мужа отношений, можно сказать, не было. Т.е. во всех планах муж - мой единственный мужчина. Я это к тому указываю, что не знаю, как бы складывались отношения с другими мужчинами. Скандалы были всегда в наших отношениях. Но почти никогда муж не шел первым на примирение. Его позиция - молчать (он вообще закрытый довольно человек, не общительный). А, когда уже мирились, говорил, что не прав, но я сама его достала (оправдывал свое поведение). И так почти всегда. Наши ссоры сопровождаются его криками, хамством, матом, обзывает такими словами, которых я ни от кого больше не слышала в свой адрес. Меня это всегда обижало, до слез. Когда я слышу его крики, меня трясет. Пытаюсь его успокоить, он начинает кричать еще больше. В итоге подхожу всегда я, т.к. мне неспокойно очень на душе, если мы не в ладу. Когда миримся, он не извиняется. Говорит, что это не в его натуре - извиняться. Хотя знает, что для меня это важно. Мне это помогает увидеть, как человек ко мне относится, меня так воспитывали. Ссоры случались по разным поводам. Самые популярные - проблемы с финансами, он не работал год (находился в поиске), его нежелание близости (по его словам, ему нужно не столько, сколько мне). В крайний раз ссора случилась на фоне того, что я сказала, что ему надо найти другую работу (он нашел временную, там мало платят). Во мне очень много накопилось недовольства на счет денег. И просто быть благодарной ему за то что он нашел хотя бы что-то у меня не получается. А он хочет, чтобы я от него отстала и смирилась, либо подавала на развод. С его слов он пошел хотя бы куда-нибудь, т.к. я сказала так сделать. Он утверждает, что это его потолок, что больше не может он заработать и чего-то добиться. Он согласен, что у него проблемы с психикой. Но при этом он ничего с этим не делает. А я и дети страдаем. Я считаю, что его срывы и хамство неприемлемы. Но ничего не могу поделать. Говорила ему, что мне плохо, когда он так делает. Его ответ: "ты сама довела". И так по кругу... С детьми он сидит. Когда надо, посещает врачей и проч. Но не общителен, плохо идет на контакт с людьми. С моей родней общается нехотя, как бы от безысходности что ли. Я пыталась от него уйти, но не смогла. Мы живем в моей квартире. Делить после развода ее не надо. Уезжать он не хочет. Ему некуда (нет своего жилья). Денег у него на съем тоже нет. Стал часто говорить, чтобы я разводилась с ним, что я его достала. Вчера была годовщина свадьбы, а мы не разговариваем. Он общается с детьми, ходит песни напевает, как будто у него всё хорошо. Мне это странно, конечно. Как будто слов его и криков не было. Я совсем другой семьи хотела, а не когда всё так - ссоры частые, муж не берет на себя ответственность за финансы, за хамское поведение. Я просто даже уже не знаю, что сказать ему, как это всё решить. Хотя периодически становится тревожно и появляется мысль, что этот конфликт нужно скорее разрешить, прямо паника охватывает. Но вспоминаю слова мужа, что не хочет со мной иметь ничего общего, что устал от меня и оставляю мысль поговорить. Тем более есть страх, что он опять обвинит меня или скажет, что ничего не может с собой поделать, заговорит о разводе и проч. При этом нам нужно решать какие-то вопросы в плане детей. Я общаюсь с ним через старшую дочь (понимаю, что это глупо, но говорить с ним пока не могу). Я понимаю, что так жить я не хочу, это ненормально - такое поведение со стороны мужа. Да, я тоже не идеал, но почему я должна такое терпеть? И ведь терплю, сама разруливаю конфликты все эти годы, зарабатываю на всю семью, решаю общие вопросы. Вижу некоторые примеры из жизни своих знакомых - и тяжело становится на сердце, понимаю, что тоже так хочу. И огромное сожаление присутствует, что не получилась у меня нормальная семейная жизнь.
Автор вопроса: Людмила Возраст: 36

На вопрос отвечает психолог Мололкина Светлана Владимировна.
Здравствуйте, Людмила. Да, ситуация у вас действительно сложная. Прочтите о ПОЛ и ПРЛ - если большинство критериев подходят под поведение и характер вашего мужа - ему стоит обратиться к врачу. И вам обоим на очную консультацию психолога. Советами здесь не поможешь, нужна работа над собой (и это действительно большая и упорная работа), осваивание новых моделей коммуникации. Если такой возможности нет, начните с малого. Для начала, определитесь, чем будет отличаться ваша жизнь без мужа в случае развода. Обязательно выпишите все "за" и "против" на листе. Сделайте два столбика - как сейчас и как будет в будущем. Это позволит наглядно увидеть, действительно ли без него будет хуже, или наоборот. С чем вы справитесь и без него, а с чем будет сложности.
Второе. В конфликте участвуют двое. Учитесь не подпитывать его агрессию - не оправдывайтесь и не нападайте в ответ. Старайтесь отвечать спокойно и без эмоционально примерно такими фразами: "Я правильно тебя поняла, что ты хочешь..." , "Когда ты говоришь в таком тоне, я не буду поддерживать диалог. Когда успокоишься, мы продолжим" и т.д. Главное - не вступать в перепалку. В начале будет злость с его стороны по принципу "я что, со стеной разговариваю". Но пройдет пара месяцев и он привыкнет, что на его грубость не будет реакции и ... ему станет неинтересно...ведь доводить некого...следовательно, и удовольствия никакого.
И еще, Людмила, если вы живете в большом городе, советую найти группы Взрослые дети А. Это группы для созависимых и они бесплатны. Там вы сможете проработать свои страхи и детские травмы, которые и привели вас к тому, что вы стали жертвой в ваших семейных отношениях. Как только вы выйдите из позиции жертвы - поверьте, либо ваш муж станет вам просто неинтересен как личность и вы будете удивляться, что вообще делали рядом с ним столько времени, либо научитесь не вестись на его провокации и жить своей жизнью...при этом его поведение постепенно тоже начнет выравниваться. Понимаете, Людмила, семья - это такая система, в которой если начинаются изменения, то они затрагивают всех членов семьи. Поэтому, чем быстрее начнете - тем больше времени и шансов останется на спокойную и счастливую жизнь.
С уважением, Светлана Владимировна.