Как себя вести с мужем, который, как я чувствую, манипулирует мной.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, хочу понять, как себя вести с мужем, который, как я чувствую, манипулирует мной. В браке 25 лет, любим друг друга, но муж постоянно ведёт себя так, что у меня то чувство, что я проживаю его жизнь. Я всегда должна быть рядом с ним, если мы не на работе. Вот один пример. Я в отпуске, в основном просыпаюсь рано, встаю, предлагаю завтрак. Провожаю на работу
Но когда крепко сплю, ( очень редко!) могу проснуться тогда, когда он уже одевается и собирается уходить. Лицо недовольное, такие фразы, как, я вообще - то не ем на работе( хотя говорил, что обедает, там столовая есть). То есть имеет ввиду, что я не встала и не собрала обед. Я говорю, так почему вчера не сказал? Ответ: ладно, не надо ничего, отдыхай( с сарказмом) . Или раньше было, если хочу к подруге сходить, говорю ему заранее, пойду к подруге схожу, вроде нормально без проблем. А потом начинается, а ты надолго? Ну да, ты же к подруге пойдешь. А что мне поесть? Когда придёшь. А вы вдвоем будете. И лицо какое то обиженное. Уже даже и идти не хочется никуда. А если домой зову подругу, то это только его надо слушать, мы толком с ней и поболтать не можем. Ему не нравится, что я смотрю в Ютубе некоторых блогеров, хотя когда он смотрит то, что не нравится мне, мне все равно. А я при нем не смотрю, так как слышу куче упрёков: ну да, ты же своих любимых.... включила, да что тут смотреть, да они бестолочи, деградация полная, что ты смотришь? И в таком духе. Когда он приходит с пакетами из магазина, то надо срочно выйти, быстро взять пакеты из рук у него, иначе психи начинаются: быстрее, мне тяжело. На секундочку, я каждый день с такими пакетами прихожу с работы и у меня никто их не выхватывает, сама все разбираю. Или сидит в выходной за ноутбуком, а я лежу утром перед телевизором, кофе пью, только встану, вопрос: что завтракать сегодня будем? Меня так это раздражает, неужели нельзя пожарить яичницу и мне предложить, вместо ждать пока я встану. На мой ответ, что я пока хочу поваляться, перекуси сам что нибудь- поджатые губы, и фраза: да я вообще сам все могу делать. Меня это угнетает, обижает, чувствую себя прислугой, мамкой. Хочу сказать, что он на хорошем счету на работе, хорошая должность, его уважают. Трудоголик. Семью обеспечивает. Три года назад перенес инфаркт. Мы и раньше редко когда ругались, а сейчас я вообще стараюсь не раздражать его. Но бывает, что уже не могу молчать. Если начинаю разговаривать по поводу того, что мне не нравится, слушать не хочет, или говорит с обиженным видом: да вообще, я негодяй и вот не повезло тебе замуж выйти, типа не за того вышла. И так всю жизнь
У меня потом чувство вины мучает, что может я не такая заботливая. Что посоветуете, как себя вести?
Автор вопроса: Марина Возраст: 45

На вопрос отвечает психолог Петрова Лариса Борисовна.
Здравствуйте, Марина!
Читая Ваше письмо, я вспомнила одну удивительную притчу. Нашла её в интернете, привожу текст :
«Муж и жена прожили вместе 30 лет. В день 30-летия совместной жизни жена, как обычно, испекла булку — она пекла ее каждое утро, это было традицией. За завтраком она разрезала ее, намазала маслом обе части, и как обычно, подает мужу верхнюю часть, но на полпути рука ее остановилась... Она подумала: "В день нашего 30-летия я хочу сама съесть эту румяную часть булочки; я о ней мечтала 30 лет. В конце концов, я была примерной женой, вырастила прекрасных сыновей, вела хозяйство, столько сил и здоровья положила на нашу семью..." Приняв это решение, она подает нижнюю часть булочки мужу, а у самой рука дрожит — нарушение 30-летней традиции! А муж, взяв булочку, воскликнул: "Какой неоценимый подарок ты сделала мне, дорогая! 30 лет я не ел свою любимую, нижнюю часть булочки, так как считал, что она по праву принадлежит тебе".
Как это относится к вашей ситуации? Поясню.
Вы в браке – 25 лет. Очень большой стаж! Как Вы пишите: «в основном просыпаюсь рано, встаю, предлагаю завтрак. Провожаю на работу « Меня так это раздражает, неужели нельзя пожарить яичницу и мне предложить, вместо ждать пока я встану».
Прежде чем дать Вам совет, задам вопросы – а РАНЬШЕ Вас это не раздражало? Почему ИМЕННО сейчас «обострилось»?
Почему СЕЙЧАС почувствовала, что : «Меня это угнетает, обижает, чувствую себя прислугой, мамкой»?
Марина, Вы же не только поженились! Период «притирки» в вашей паре давно прошёл, увы. Много лет назад Вы задали такой «тон» в ваших отношениях: готовила всегда завтрак, взяла на себя роль «мамки», таскала тяжёлые пакеты с продуктами и т.д. Какие могут быть претензии к мужу? Это получается, как в притче – Вы молчите и подаёте 25 лет «верхнюю часть булочки».
Я , например, в браке, 27 лет и с самого начала у нас сложилось так: ужин готовит тот, кто раньше пришёл с работы , завтрак– кто раньше встал. Никто не лежит на диване и не ждёт, когда подставят «под нос».
У меня имеются огромные ДРУГИЕ проблемы с моим мужем, но по поводу разделения бытовых обязанностей и готовки еды – договорённость отличная.
Но не обо мне речь, а про ситуацию!
«Что посоветуете, как себя вести?».
Исходя из представленной информации, советую Вам следующее:
1. Помните, как раньше в советских открытках люди писали друг другу пожелание: «желаю счастья в личной и семейной жизни?». А ведь они были правы. Можно и в семейной жизни счастья добавлять и заниматься собой лично.
Определите для себя – «Чего не хватает мне в отношениях с мужем? Как увеличить уровень счастья в семье?»
Что бы Вы хотели добавить, «раскрасить, изменить и подкорректировать? Сначала честно «поговорите» с собой, а потом выходите на разговор с мужем. Это не значит, что он вприпрыжку побежит исполнять, но он ДОЛЖЕН это услышать – от Вас и понять, что Вы хотите.
Если Вы , например, желаете что-то поменять в вашей устоявшейся структуре обязанностей, то так и скажите мужу откровенно: «дорогой, мне бы было так приятно, если бы ты иногда готовил сам завтрак – что угодно, на себя и на меня. Я была бы счастлива за 25 лет это увидеть! Хотя бы когда я в отпуске или в выходные». Да, сказать, ЧЕРЕЗ рот мужчине. Вы пробовали? Говорили ему об этом?
Любые отношения надо «освежать», тем более после стольких лет совместной жизни.
2. Распрощаться навсегда с некоторыми ожиданиями – принять то, что ваш муж обладает определёнными недостатками и , прожив столько лет с человеком, думаю, что можно под них подстроиться – учитывать и иметь ввиду.
Есть разница – «недостойное поведение» мужчины в отношениях и «недостатки». Тут главное – не перепутать!
Например– пьёт, критикует, хамит, бьёт – НЕдостойное поведение и его не надо терпеть.
Курит ( на балконе) , не закрывает тюбик с пастой, разбрасывает носки , храпит или иногда бубнит себе под нос - недостатки.
А вот если курит в кровати и стряхивает Вам на голову пепел – это уже недостойное поведение.
3. Возвращать себе нарушенные границы.
«Ему не нравится, что я смотрю в Ютубе некоторых блогеров» - это проблемы мужа. Что Вам мешает сказать доброжелательно , но твёрдо : «это – моё личное дело. Я– взрослый человек и если мне – нравится, значит – нравится!».
На мой взгляд, Вы почему- то ждёте одобрения мужа – на свои занятия, интересы и т.д. Зачем оно Вам? Какое у него там лицо– довольное или нет, грустное или весёлое, поджаты губы обиженно или нет – НЕ ваша забота. Надела наушники, мужу не мешаю и слушаю – ЧТО угодно. А вот когда женщина «берёт» на себя настроение, эмоции мужа – это уже признаки СОзависимости, Марина. Так что дело не в недовольном лице мужа, а в Вас. Разбираться надо в первую очередь с собой.
По ситуации с подругой: «. А потом начинается, а ты надолго? Ну да, ты же к подруге пойдешь. А что мне поесть? Когда придёшь. А вы вдвоем будете. И лицо какое то обиженное»- как Вы обычно отвечаете на эти вопросы? Попробуйте в следующий раз ответить с юмором, отреагировать по другому : «мы будем вдвоём , а развлекать нас будут 5 стриптизёров, так что приду под утро– не грусти!».
«Я всегда должна быть рядом с ним, если мы не на работе – НЕ должна!
Решите ДЛЯ себя – что Вы хотите изменить в «личной» жизни: ходить в кружок мыловарения, на йогу, библиотеку? Это же не муж должен за Вас проживать – ВАШУ жизнь!
Не надо перекладывать это на мужа, а начинайте её разнообразить сами. Решила- и пошла! Сказала об этом мужу спокойно: дорогой, у меня теперь по средам и субботам в 19 часов – йога. Давай скорректируем общие планы на эти дни ( ужин, общие дела и прочее). Всё, точка! Хочет – пусть встречает Вас после йоги или сам в соседний спортивный зал идёт заниматься, а потом предложите поужинать вместе в кафе.
И пусть муж самостоятельно справляется со своими чувствами. Вы же не в ночной клуб решили ходить!
Думаю, что у Вас хорошая крепкая семья и отличный муж, тем более вы пишите, что «любим друг друга». Поэтому руководствуйтесь мудрой фразой:
« Брак – это сделка, условия которой пересматриваются каждый день».
Удачи Вам! Действуйте мудро и с любовью к себе и к мужу.
Связаться со мной для дополнительной консультации можно через почту [email protected] или по ватсап +79502475881.
С уважением, Лариса Петрова.