У него вновь любовница. Как вернуть отношения и можно ли?

Вопрос психологу:
Мы вместе 13 лет из них 7 лет в браке, 12 лет живем вместе. Есть сын 6 лет. Когда я была беременна, муж изменял мне, я об этом догадывалась, потом прочитала переписку, что он таки мне изменял, сказала что уйду, он любовницу бросил и отношения со временем наладились. Вернулось опять доверие к нему, но спустя 6 лет у него вновь любовница. Он от нее не уходит, не смотря на наши скандалы, наши отношения становятся все хуже, из-за скандалов мы все больше отдаляемся друг от друга. До момента как я о ней узнала все было хорошо, он всегда был очень теплым и внимательным ко мне. Наши скандалы привели к тому, что он стал холоден ко мне. Минимум секса, интереса ко мне и моей личной жизни. Я начала его раздражать. Сколько длятся их отношения не знаю, я живу с этой информацией и скандалами уже 3 месяца. У них отношения думаю где-то месяцев 9. Он сказал, что она появилась, так как он не чувствовал женского внимания от меня к нему, что надоел быт. Ему 36, ей 23. Я несколько раз говорила о разводе, он говорит что все прекратил и что нам с ним просто нужно время и все наладится. Отношения при этом с ней не прекращает. Как понять любит ли еще меня или уже любит ее? Можно ли вернуть его в семью и наладить отношения?
Автор вопроса: Оля Возраст: 35

На вопрос отвечает психолог Михайлова София Сергеевна.
Здравствуйте, Ольга!
Вы с мужем 12 лет вместе. Было и хорошее (всегда был очень теплым и внимательным ко мне) и также было и то, что причиняло Вам боль, заставляло страдать (муж изменял мне). Возможно проблемы в семье появились тогда, когда вы перестали стараться услышать друг друга, понимать и договариваться.
В любой семье бывают сложности и кризисы, которые проверяют отношения на прочность. Любые отношения — это всегда ДОГОВОРЕННОСТЬ двух людей. Например, о том, что каждый из вас хотел бы получать от другого и что каждый готов вкладывать в эти отношения, с чем вы готовы мириться, а с чем нет. Очень много семей распадается из-за того, что взрослые люди не умеют СЛЫШАТЬ друг друга и ДОГОВАРИВАТЬСЯ.
Важно понимать, что говорить необходимо от Я, а не от ТЫ. Говорить о СВОИХ чувствах, ощущениях, желаниях, не высказывать претензий другому и не припоминать каждый раз его старые промахи. Как только мы говорим об обидах или претензиях, другой человек начинает защищаться и сопротивляться и это естественно. Только в этом случае ДОГОВОРИТЬСЯ не получится (из-за скандалов мы все больше отдаляемся друг от друга).
И если вы ОБОЮДНО хотите сохранить семью, а не кто-то один, тогда вам необходимо сесть за стол переговоров. Попытайтесь вспомнить, что вас когда-то объединило, что вас не разъединяет, а объединяет сейчас. Возможно, забота о ребенке, общие увлечения, планы на будущее и многое другое. В каждой семье это что-то своё. Скандалами проблему не решить. Вы уже это и сами понимаете.
Время идет и всё в нашей жизни меняется, меняемся и мы сами. Та семья, где передоговориться могут, живет и развивается дальше. Оля, поговорите с мужем спокойно, без претензий, возможно вам обоим сейчас нужна помощь специалиста. Есть семейные психологи, которые работают именно с такими проблемами.
Хотелось бы обратить Ваше внимание на то, что ничего в нашей жизни не происходит случайно, мы сами ВЫБИРАЕМ ситуации и людей, благодаря которым получаем опыт, получаем уроки жизни, которые нас меняют.
Посмотрите на эту ситуацию, на этот опыт под другим углом, как бы со стороны. Подумайте, для чего Вам это было нужно, чтобы Вы смогли увидеть ЧТО? Возможно, чтобы понять – мужчина относится к женщине именно так, как она позволяет к себе относиться. Возможно, чтобы узнать – другие нас уважают ровно настолько, насколько мы сами себя уважаем. А возможно, чтобы задуматься – какой Вы хотели бы видеть свою жизнь и что зависит именно от Вас, Оля? И что еще есть в Вашей жизни, кроме мужа и сына, что способно радовать Вас и наполнять энергией? Может быть пришло время заинтересоваться собой?
Не знаю, готовы ли Вы простить мужу измены. Не имею права давать Вам советы в этом. Это Вам решать. Достаточен Вам этот опыт или еще хотите продолжить. В любом случае скандалами проблемы в семье конечно не решить. Если чувства еще не остыли и если есть еще желание услышать друг друга, если есть еще то, что вас объединяет, тогда отношения можно сохранить.
Искренне желаю Вам больше радости, тепла и света в новой главе истории Вашей жизни.
С уважением, София.