Можно ли поверить бывшему мужу, что он изменился?

Вопрос психологу:
Здравствуйте, я уже устала постоянно думать о том правильно ли я поступила, можно ли верить человеку действительно ли он изменился. Мы прожили в браке 21 год, 3 года встречались. Уже год в разводе, мой бывший муж в течении этого года почти каждый день звонит и просит вернуться, говорит что изменился. Мы с дочерью живем у моих родителей, а он живет в квартире, которую он не собирается продавать, хотя при разводе она поделена пополам. Ушли из-за постоянных пьянок, скандалов, оскорблений, унижений, кидал все по квартире, хлопал дверями, правда ни разу руку не поднял, только последнее время толкнул пару раз и замахивался, время проводил с друзьями и праздники тоже, хотя выезжали раз в год на море или в горы на 2-3 дня и редко когда не поскандалив там, мы все время были сами ему с нами было наверное не интересно, попросить не о чем нельзя было, все проблемы решала сама. Я последнее время начала сильно болеть очень сильные головные боли из-за этих ужасных криков, и помимо этого то там что-то выстрелит то тут (3 операции), дочь тоже стала часто болеть особенно после очередных скандалов. Уже настолько устали морально, что просто ничего не радовало. В итоге после очередного скандала собрали личные вещи и ушли, а он остался жить в квартире сказав что он не собирается ее уступать и будет жить там. По истечении месяца активизировался и стал просить вернуться, я вроде начала сомневаться не очень хотелось жить с родителями первое время не особо ладилось все, но ребенок была категорически против возврата домой. За год он ни разу ей не позвонил, только сейчас он начал звонить и пробовать налаживать с ней отношения и помогать деньгами, она общается с ним нехотя разговор занимает максимум 5 минут после которого она очень нервничает и не хочет вообще с ним общаться, так очень обижена на него за его поведение и оскорбления. Пока живем с родителями я стала чувствовать себя лучше реже стали головные боли и дочь тоже хоть стала улыбаться, а то бесконечно нервничала, плакала. Сейчас он поет о том, что все изменилось, он все понял, ему без нас плохо, устроился на хорошую работу с хорошей зарплатой, решит все наши проблемы, но я очень боюсь ему верить. Так как раньше уходили и возвращались к тому же по истечении месяца хороших отношений. Но просто переживаю дочь выросла выйдет замуж а я останусь одна. Конечно она категорически против того чтобы я вернулась очень переживает из-за меня так как здоровье подводит мое и все мои близкие тоже против. Пока он не звонит я нормально без него себя чувствую, как только позвонит начинаю съедать себя своими сомнениями. И если не звонит начинаю нервничать, донервничалась до того что случился недавно гипертонический криз. Хочется быть счастливой женщиной рядом с сильным и психологически уравновешенным человеком, но верить в его изменения боязно так как иногда захожу домой и нахожу пустые и полные бутылки, а он говорит это от одиночества, что когда я вернусь это сразу закончиться, так как появится смысл его жизни, но я ему не верю, хотя очень хочется. Начинаю его жалеть, говорить что он не справиться сам вдруг с ним что-то случиться, хотя он не особо нас жалел когда было плохо нам и мы болели орал, хлопал дверями. Хотя он прекрасно справляется и решает свои вопросы которые раньше решала я. Но за этот год я наверное немножко успокоилась и многое забыла, хотя периодически весь этот ужас всплывает в моей голове, но так как сейчас начал помогать деньгами дочери я немножко остыла, хотя понимаю не надолго. Но так хочется вернуться в свой дом. Как себя настроить вроде год прошел должно быть легче, но не становиться легче.
Автор вопроса: Лана Возраст: 48

На вопрос отвечает психолог Тетенова Юлия Геннадьевна.
Здравствуйте, Лена! В вашей истории, действительно, очень много сложных эмоций и ситуаций, и я хотела бы поделиться с вами своими мыслями и рекомендациями.
Во-первых, безусловно, вы сделали правильный шаг, уйдя из токсичного брака, который приносил вам и вашей дочери, много страданий. Важно помнить, что забота о собственном физическом и эмоциональном благополучии важнее всего!
Ваши сомнения относительно возможности вернуться к бывшему мужу вполне естественны, учитывая всё его прошлое поведение. И, хотя он говорит о том, что изменился, ключевым вопросом является: действительно ли он изменился или это только слова?
Ваши физические и эмоциональные проблемы, вызванные стрессом, говорят о том, что возвращение к предыдущему образу жизни может принести только дополнительные проблемы. Вы заметили, что и ваша дочь начала чувствовать себя лучше, находясь в новой обстановке, и это важно учитывать при принятии решения.
По поводу помощи, которую он предлагает сейчас, важно понимать, что финансовая поддержка не должна становиться главным фактором в принятии решения о возвращении. Это должно быть обдуманное и осознанное решение, учитывающее все аспекты вашей жизни.
Решение вернуться или нет должно основываться на тщательном анализе и обсуждении всех аспектов вашей совместной жизни с мужем. Особенно важно учесть мнение дочери, а так же её и ваше физическое и эмоциональное благополучие.
Я прекрасно понимаю ваш страх остаться одной, поэтому предлагаю вам поразмышлять о возможности временного возвращения к бывшему мужу в форме гостевого брака. Это поможет вам понять, изменился ли он на самом деле, а также дать ему возможность доказать свои изменения в повседневной жизни.
К примеру, вы можете приходить к нему на 2-3 дня в неделю, но в этом случае важно выставить свои условия по поводу его поведения и отсутствия пьянства. Вы имеете право на здоровые и уважительные отношения и ваши границы должны быть ясны и уважаемы.
Такой гостевой брак может продолжаться от 1 до 3 лет или даже дольше, в зависимости от того, как быстро вы увидите настоящие изменения в его поведении.
Это также может быть полезным для него самого, поскольку он сможет действительно привыкнуть к адекватному поведению и понять его важность для сохранения отношений.
Для того чтобы лучше разобраться в ситуации и ваших собственных мотивах, я предлагаю вам задать себе следующие вопросы:
1. Что именно я ожидаю от возвращения к бывшему мужу? Как конкретно он должен измениться, чтобы я чувствовала себя удовлетворенной и счастливой?
2. Какие мои чувства и эмоции сейчас влияют на мои решения? Есть ли у меня страх перед будущим, одиночеством?
3. Какие альтернативные варианты у меня есть, кроме возвращения к мужу? Есть ли другие пути к счастью и удовлетворению, которые я не рассматриваю?
Задав себе эти вопросы и честно на них ответив, вы сможете лучше разобраться в ситуации.
Так же, я рекомендую вам обратиться к профессиональному психологу или семейному терапевту, с которым вы сможете обсудить и проанализировать все аспекты этой ситуации и ваши чувства, а также разработать стратегии для принятия правильного решения.
Вы заслуживаете счастья и уверенности в своем будущем!
С уважением, психолог Тетенова Юлия Геннадьевна