Муж ушёл из семьи. Как это пережить и перестать надеяться на его возвращение?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Полтора месяца назад от меня ушёл муж. Сказал, что перегорел. В декабре признался мне в измене. Женщина из другой страны. Год назад он уезжал к ней, познакомился по переписке, но через месяц вернулся ко мне.
Все это время он общается с сыном, носит обручальное кольцо. Я надеялась, что он вернётся. Несколько дней назад он написал, попросил вернуть загранпаспорт. Сказал, что скоро уедет и одновременно подаст на развод. Когда уходил, сказал, что изменил осознанно, что все наши отношения были неправильными. Он посещал психолога, ему сказали, что у нас созависимые отношения. Я совершала много ошибок, когда он вернулся в первый раз, всеми силами пыталась их исправить. Сейчас мы почти не общаемся, а когда это происходит, он говорит со мной, как с чужим человеком.
В течение этого года он несколько раз уходил, потом снова возвращался. Как это пережить и перестать надеяться на его возвращение? У нас есть общий ребёнок, подросток, который очень тяжело переживает его уход, не верит, что отец больше не будет жить с нами.
Автор вопроса: Анна Возраст: 35

На вопрос отвечает психолог Чеканова Елена Владимировна.
Анна, добрый день!
Спасибо, что поделились!
Сочувствую Вам!
Такой удар исподтишка со стороны близкого человека - очень эгоистичный, резкий и болезненный способ изменить жизнь в лучшую сторону.
Тем более когда супруг вместо того, чтобы честно завершить отношения, а затем рискнуть и начать новые, обманывал, изменял, оставаясь при Вас, завел отношения со второй женщиной, чтобы сравнивать, где ему лучше, как в магазине матрасов, затем предъявил, что отношения были неправильными.
Отношение к отношениям было неправильным, я бы сказала.
И здесь его сложно видеть жертвой или правым, просто потому что это нечестно по отношению к Вам.
И как Ваш психолог, отвечая на Ваше письмо в данный момент, я полностью на Вашей стороне, не смотря на то, что я многого могу не знать и нет возможности учитывать его точку зрения.
Для этого было бы здорово при первых сложностях вместе обратиться к специалисту и выяснить, что не так.
Но это уже не имеет значения.
Он сделал свой ход.
И я скажу, что в некотором смысле Вам повезло начать сначала!
Как в фильме "Осторожно, двери закрываются", где жизнь героини поделилась на две. В одной она успела на поезд и придя домой раньше, узнала об измене. А в другой так и осталась в неведении.
Никто заранее точно не скажет, что лучше.
Это дело массы выборов, которые предстоит сделать на пути к позитивным изменениям в своей жизни.
В том числе это касается и заботы о себе сейчас.
Любая Ваша прихоть - закон.
Сон, вкусная еда, отдых, новые впечатления и все, что будет Вам на пользу.
Не берите на себя всю вину за отношения!
Обычно "виноваты" или ответственны оба.
Эта формулировка - "неправильные отношения", могла бы быть приглашением к совместному выстраиванию правильных, если такие вообще есть, но никак не пояснением их окончания, или оправдания измены мужа.
Верю, что были ошибки (не только у Вас. У вас обоих), без них никаких отношений не бывает. Мы все люди, а люди созданы, чтобы ошибаться и меняться.
Это признак развития.
Пока все еще больно и невозможно просто отпустить ситуацию, Вы можете периодически устраивать своеобразную ревизию своим завершившимся отношениям.
Даже если вы решите снова быть вместе, они будут уже совсем иными.
И эта ревизия - не только способ прожить утрату, но и возможность разобраться, нужны ли Вам отношения с этим человеком (если муж в очередной раз захочет вернуться), на каких условиях вы оба сможете начать с чистого листа.
А пока Вы остаетесь в относительном одиночестве, прокрутите свою семейную жизнь к самому началу, как фильм и посмотрите внимательно, как в первый раз.
Какого он жанра? Мелодрама, драма, триллер?
Кто из Вас режиссер, кто ответственен за сценарий?
Кто какие роли играет?
Может Вам такие отношения тоже не нужны и Вы терпели только потому, что есть ответственность за семью, ребенка и так далее...
Если кто-то уже разбил эту хрупкую, прекрасную вазу под названием семья, может это на счастье?
Она может разлететься вдребезги, а может остаться цела функционально, потеряв бесполезные маленькие ручки по бокам или отколовшиеся при падении украшения, которые Вам и так не особо нравились, но вещь была дорога, как семейная реликвия.
Попробуйте отнестись к мужу, как к отцу своего ребенка.
Представьте, что Вы встретились с ним, чтобы создать что-то прекрасное - вашего сына.
И да, все должно было быть по-настоящему.
А теперь, когда главное дело сделано, можно более критично отнестись к человеку, с которым Вы так долго жили, не зная его.
Может он и должен был отколоться, как ненужная более деталь?
А может Вы изменились?
Пусть это будет способ взглянуть иначе и увидеть, над чем можно поработать теперь, на новых условиях, имея тот опыт, который у Вас есть сейчас.
Если он хороший отец, пусть так и будет.
Хорошо, что они с сыном общаются.
Постарайтесь и дальше не препятствовать и поддерживать это общение.
Пусть оно станет как можно более крепким, чтобы Вам не нужно было вмешиваться и терзать себя лишним общением с мужем, пока не почувствуете себя спокойнее и увереннее.
Ребенку нужно знать, что оба родителя любят его, не смотря на то, что в их отношениях могут быть разные сложности.
Тут Вы не в силах закрыть сыну глаза или заткнуть уши, чтобы он был счастливее в неведении.
Тем более не может быть речи, чтобы силой воли удерживать мужа.
Иначе Вы всегда будете виноваты, что не так держали или недостаточно сильно.
Помимо знания, что отец есть и любит его, важно, чтобы он активно и регулярно участвовал в жизни своего ребенка, особенно сейчас, когда помимо того, что папа то есть, то его нету, ребенок проживает подростковый кризис. Это большое испытание, даже если нет видимых проблем с учебой или поведением.
Поэтому лучше именно здесь и сейчас позаботиться о том, чтобы развод как можно меньше повлиял на жизнь ребенка.
Если вы сможете остаться в хороших родительских отношениях, это будет прекрасно.
Иначе это будет максимально похоже на минное поле, куда мужу не захочется ступать, чтобы не нарваться на Вас и Ваше разбитое сердце.
Пусть он знает, что ему "безопасно" приезжать именно к ребенку, что он не встретит осуждения и прочих моментов, которых мужчина, завершивший отношения максимально по-варварски, будет трусливо избегать, не желая брать на себя ответственности, как минимум половина которой лежит на нем.
Должен ли он ощущать этот дискомфорт?
По мне так - да!
К тому же, расставания никогда не бывают приятными, все более или менее взрослые люди это понимают.
Но постарайтесь максимально позаботиться о ребенке и его комфорте, создав пусть и искусственную, но атмосферу "зеленой волны" для мужа.
Это правда важно.
Вы задались вопросом о том, чтобы перестать надеяться на его возвращение?
Пока он мечется туда-сюда, как раненый зверь, ища каких-то утопических "правильных отношений", пока Вы не полностью оправились от его измены, лжи, уходов и возвращений, пока он постоянно напоминает о себе, пока Вы любите, испытываете чувство вины, что где-то (по словам мужа) ошибались, в конце концов, пока страдает ребенок, будет сложно развернуться спиной ко всему этому и начать жизнь с начала.
Поэтому попробуйте пока ничего не загадывать, плывите по течению.
Вы правильно сказали - нужно прожить.
Понадобится некоторое время.
Запаситесь платками, успокаивающими чаями, создайте для себя максимум комфорта.
Найдите поддержку.
Вам нужен покой, защита близких людей (которые будут на Вашей стороне и не будут сыпать нравоучениями).
Обратитесь к психологу, с которым сможете вместе пройти через этот болезненный период и встать на ноги.
Постепенно все изменится к лучшему.
Возможно, сегодняшние Ваши печали - это часть того нового прекрасного будущего.
Пофантазируйте, каким бы Вы хотели его видеть?
Не вписывайте туда мужчин, разберетесь на месте, когда кто-то достойный появится)
Пусть эта картинка будет только про Вас.
Вспомните, о чем мечтали в детстве, что любили.
Возможно, Вы что-то очень важное сейчас сможете вернуть в свою жизнь, когда в ней образовалось так много свободного, чистого пространства