Чувство вины за мысли о смерти брата.

Вопрос психологу:
Здравствуйте.
У нас довольно сложная ситуация с братом: есть подозрения, что у него - психическое заболевание, но мы не знаем, что именно. Он склонен к агрессии, стремится к власти (т.е. чтобы ему подчинялись), пытается командовать мной и мамой, не несёт ответственности за свои проступки (было уже два административных суда и штрафы мы платили), при этом не осознаёт всей действительности.
У него есть небольшой бизнес (ремонт обуви), но все вопросы по его осуществлению – оплата за аренду помещения, налоги, получение различных документов и разрешений от госорганов – всё ложится на мои и мамины плечи. Мама уже пенсионерка, во многих технических вопросах не разбирается, поэтому очень многое решаю я.
И если честно, я настолько от этого устала, что у меня постоянно крутятся мысли о том, что решением всех этих проблем придёт только с его смертью. Меня эти мысли пугают и довольно сильно, т.к. я довольно доброжелательный человек. Сегодня с утра мама позвонила мне с очередной проблемой, которая может привести к очень большим расходам (штраф в несколько сотен тысяч), если срочно её не решить. И я опять потеряла равновесие, в сердцах вслух сказав, что чем скорее он умрёт, тем лучше нам станет жить. К счастью, я это сказала наедине с собой, а не маме или брату.
Но всё равно, я чувствую вину за такие чувства и мысли, хотя умом понимаю, что это происходит потому, что у меня нет психических сил по-другому переносить многолетние проблемы из-за одного человека, который сам ничего не хочет делать или решать, а просто сидит у меня с матерью на шее. Что мне делать? Спасибо.
Автор вопроса: Александра Возраст: 43

На вопрос отвечает психолог Лелюк Алина Владимировна.
Александра, здравствуйте!
Искренне сочувствую тому, что происходит в ваших с братом отношениях. Сразу скажу, что вся ответственность в любых отношениях делится поровну. То есть – не бывает такого, что один во всем прав, а второй во всем виноват. Если что-то в отношениях идет не так – виноваты всегда все ее участники поровну.
Все, что происходит в ваших отношениях с братом – это результат ваших совместных усилий. Он ведет себя именно так, как вы с мамой позволяете вести с собой. Я всего лишь предположу, но, возможно, вы с мамой сами приучили вашего брата к такого рода безответственности и беспомощности. Поэтому он и привык, что вы сами решаете за него какие-то вопросы. И конечно, он злится и проявляет агрессию, когда вы не хотите что-то для него делать. Он командует вами, потому что не чувствует сопротивления. И он не заморачивается решением разного рода вопросов, потому что знает, что вы все решите или оплатите.
«У нас довольно сложная ситуация с братом: есть подозрения, что у него - психическое заболевание, но мы не знаем, что именно» - для подтверждения диагноза вам нужно было бы направить брата к специалисту. И только имея заключение, вы сможете точно знать, что с этим делать, если у брата действительно есть психическое заболевание. Но, не имея такого заключения – вам нужно подумать, что сейчас с этим всем делать.
«И если честно, я настолько от этого устала, что у меня постоянно крутятся мысли о том, что решением всех этих проблем придёт только с его смертью. Меня эти мысли пугают и довольно сильно, т.к. я довольно доброжелательный человек» - Александра, такие мысли появляются у вас, потому что вы чувствуете себя беспомощной и не способной никак повлиять на сложившуюся ситуацию. Не скажу, что это нормально, но когда в жизни человека появляется какой-то напрягающий или сильно угнетающий фактор – человек начинает мысленно думать об исчезновении этого раздражителя. Так же думаете и вы в ситуации с братом, желая его смерти. Вы просто хотите убрать напрягающий элемент или фактор из вашей жизни.
Вместе с тем вы проявляете пассивность в этой ситуации. Вы как бы ждете, что ситуация изменится сама собой. И даже не думаете о том, чтобы как-то на нее повлиять. Возможно, вам нужно постепенно отучать вашего брата от вашего с мамой опекунства и дать ему возможность повзрослеть.
Ведь подумайте о том, что будет с вашим братом, когда не станет вашей мамы или вас? Как он будет жить, и решать все свои вопросы? Вы думаете, он не справится? Или, возможно, после первой же неприятности сам возьмется за решение всех своих возникающих вопросов? Так, может, начать приучать его самого решать все свои вопросы уже сейчас?
Попробуйте переключить внимание с мыслей о смерти брата на мысли о том, что вы можете сделать, чтобы исправить ситуацию? Что вам в этом может помочь? Какими могут быть первые шаги или действия, которые помогут снять напряжение в отношениях с братом? Что поможет стать вам решительнее и смелее в общении с ним?
Александра, я бы советовала вам обратиться к психологу, чтобы научиться говорить «нет» и уметь отстаивать свои границы. Тогда у вас перестанут появляться мысли о смерти брата. Тогда вы будете совершенно по-другому относиться к себе и брату. И общение с психологом будет гораздо эффективнее, чем просто письмо на сайт.
Главное – верьте в себя и все у вас получится!
С уважением, Лелюк Алина