Не могу принять свекровь. Обида и раздражение.

Вопрос психологу:
Очень нужна помощь! Я с мужем 15 лет вместе, в отношениях проблем особых нет. У нас дочка 3 года и двойня (мальчик и девочка) 4 месяца. На муже полностью финансовое обеспечение +он очень хороший и примерный и муж и папа, то есть и поддержка моральная у меня есть и с детьми в свободное время от работы он мне помогает. Я абсолютно и полностью с детьми справляюсь - острой необходимости в помощи у меня нет. К счастью к нам с периодичностью 2-3 раза в неделю на пару часов приходит свекор и свекровь (по отдельности - они в разводе). Во время их прихода - я могу по делам смотаться, сделать что то по дому, что с детьми не могу сделать, но чаще всего в это время я со старшей дочкой гулять ухожу, а младших дома оставляю или на улицу с дедулей или бабулей отправляю. Мои родители работают, приходят крайне редко и чисто немножко со старшей поиграть и подарков с гостиницами привезти (я на них ни капли не обижаюсь).
Проблема в свекрови.... Она, как человек меня раздражает, вот все в ней раздражает и все тут. +обида 10 летней давности, она от свадьбы мужа отговаривала и квартплату с нас брала за проживание в её квартире. Сейчас она идеальная с рождения старшей - живёт одна и мы - все, что у неё есть. Отдала нам квартиру, всячески меня задабривает, никуда не лезет без просьбы, во всем меня слушается в отношении детей и никогда не перечит. То есть - её позиция - всегда примчусь, когда нужна, а все остальное время буду скучать и ждать, когда позовёте. Живём отдельно от неё, она не работает, муж её обеспечивает (кстати, так же, как и своего отца). И вот, когда она приходит - меня всю трясёт от каждого её слова, а она ещё и провоцирует - всех детей называет наши дети (речь всегда именно о ней +обо мне! Сына она в расчёт никогда не берет), говорит - мы с тобой вырастим, воспитаем, старшей постоянно говорит - мы тебя как учили, сколько ночей не спали и т д. Про нашу машину говорит - наша машина (хотя ни разу я её даже не подвозила на ней ни куда). То есть говорит всегда так, как будто она с нами живёт и живёт нашей жизнью. Внуков обожает, пыталась сначала после первых родов называть дочь - доченькой и говорит-а давайте меня не бабулей называть, а мамой, я же мама папина..... Все это пресекалось на корню. Муж меня понимает, говорит не обращать внимания, говорит что она сама себе придумала, что нашей жизнью живёт и сама в это поверила, и переубедить её в этом не возможно. Я пыталась говорить с ней откровенно - она говорит, что нет, все не правда и мне все кажется, а следом говорит что то о детях (то, что не является правдой) и на моё возражение заявляет, что я просто их так не могу чувствовать и так хорошо не знаю и не понимаю их, как она... Повторюсь - зову её пару раз в неделю, просто, чтоб её не обидеть (она звонит и говорит, что целыми днями смотрит наши фото и плачет, скучает). Но каждый её приход для меня это мой психоз до тряски и отхожу я потом от неё ещё сутки и от детей какое то отторжение после того, как она всех их затискает - звучит ужасно, но ничего не могу с этими эмоциями поделать.
Как с этим быть? Не звать? - Это не правильно... Звать реже? - она страдалицу включает.... Попробовать её полюбить? - пыталась - не получается... Или как то научиться негативную реакцию на неё убрать? - пыталась, но она ещё сильнее начинает провоцировать меня своими фразочками...
Помогите выбрать правильный выход из данной жизненной ситуации!
Автор вопроса: Ольга Возраст: 32

На вопрос отвечает психолог Токорьян Валерия Викторовна.
Ольга, здравствуйте.
Ваше раздражение от проблем со свекровью понятно и объяснимо. Собственно, тут даже не в ней самой дело, а в ее действиях в отношении Вас. Будь на ее месте другой значимый человек, с кем нет возможности прервать контакт, Ваши чувства и эмоции были ровно такими же. Вы находитесь в положении объекта атаки, Ваши границы регулярно нарушаются, но Вы не можете вести ответные «боевые действия», так как пострадают больше людей, чем «нападает»: Ваш муж и, возможно, дети. Речь идет, разумеется, о страданиях эмоциональных. Пока страдаете Вы одна, но это не значит, что таким образом Вы оберегаете детей и мужа от этого вторжения, Ваше состояние «психоза и трясучки» после отъезда свекрови не могут не сказываться на домашних. Поэтому это вторжение необходимо остановить, но остановить безопасно для всех участников сторон, для чего необходимо понять, а что, собственно, нападавшему необходимо. Власть? Захват территории? Какое влияние свекровь имеет на Вашего мужа? Считается ли он с ее мнением? Имеет ли она выгоды от него конкретно? Какие отношения связывают ее и сына? Насколько я поняла из Вашего письма, для нее не представляет особой важности иметь главенствующую роль в отношениях свекровь-муж-сноха. Более того, она и вовсе исключила сына из значимых для нее отношений: «наши дети» (то есть Ваши и ее), «наша» машина… Из этих «посланий» видно, что сын не является объектом ее действий. Предположу, оттого, что она и так имеет все, что ей необходимо от него, а именно, финансовую поддержку и доброе отношение, то есть он так в е власти. Следовательно, ей необходимо утвердить свою власть именно на Вас, что проще всего сделать через детей, конечно. То, что Вы описали (слезы на фотографиями в ожидании приглашения и прочее) не более, чем манипуляции (то есть орудия в этой «войне»).
Не исключаю, что Ваша свекровь очень властная женщина, привыкшая свое мнение ставить превыше всего, а несогласных с ним либо исключать из общения (о чем говорит попытка отговорить сына от женитьбы на Вас), либо всеми способами склонить к его принятию и утверждению своего главенства, что в данным момент с успехом и демонстрирует в отношениях с Вами. Вы раздражены, несчастны, чувствуете себя «обворованной» и «использованной», но, тем не менее, Вы продолжаете приглашать ее к себе два раза в неделю. В своем письме Вы задаете себе вопрос и сами на него отвечаете: «как с этим быть? Не звать? – это неправильно». Полагаю, это на данный момент и есть главное требование Вашей души и именно за условным разрешением поступить согласно ему Вы и написали письмо на психологический сайт, так как с Вашей душой вступает в конфликт эго, которое, твердит «это неправильно». Это правильно, Ольга. Более того, Вы рано или поздно обязательно это сделаете, но если будете продолжать копить в себе негативные эмоции, Вы сорветесь, будет эмоциональный взрыв и потеря контакта на какое-то время, что может привести к проблемам с мужем. Поэтому безопаснее сделать это сейчас, когда Вы еще можете «терпеть».
Что мы делаем, когда собираемся в другую страну? Мы узнаем все о ее обычаях, традициях, составляем список того, что хотели ли посмотреть, узнаем часы посещения достопримечательностей, готовим визу, бронируем номер в отеле, и по приезду мы ведем себя как добропорядочные туристы, следуя правилам этой страны. Ведь в случае их нарушения, как и в случае незаконного пересечения границы мы можем больше не получить разрешения на въезд в эту страну. Человек (семья) – то же государство, у каждого свои правила и традиции, которые должны соблюдаться остальными. Ваша свекровь нарушает эти правила, да, она действует с помощью «мягкой силы», во всем соглашаясь, но манипуляциями вынуждая Вас поступаться своими желаниями, вновь и вновь незаконно (то есть против Вашего согласия) пересекая границу вашей семьи и Вашу лично. В Вашем праве установить правила «въезда», например, посещение детей не два раза в неделю, а два раза в месяц (Вы ведь справляетесь? Или ее помощь с детьми Вам действительно крайне необходима?), реже звонить, не вести личных разговоров, не советоваться, а ставить перед фактом. Разумеется, будет сопротивление, ведь она привыкла действовать согласно своему плану и довольно успешно, манипулятивные орудия будут палить из всех стволов. Против манипуляции есть хороших ход – открытое высказывание, честное объяснение своих действий, манипулятор не выносит открытого диалога, он вообще не умеет действовать открыто, предпочитая действовать провоцирующими «фразочками», слезами, «смертельными» заболеваниями и прочее. Все оттого, что чаще всего манипуляторы находятся в позиции «ребенок», они желают получить свое любым способом и прячутся от наказаний. Вести диалог с ребенком бессмысленно, способ его коммуникации – игра. Ваши сегодняшние отношения со свекровью – это игра, причем, по ее правилам, в которую, Вы, судя по Вашему эмоциональному письму, уже наигрались. Вы мать и знаете, как общаться с ребенком, Вы говорите «нет», объясняете почему, если с первого раза он не понял, объясняете снова и снова, Вы не смотрите, как он совершает проступок за проступком, не злитесь молча. Перенесите эти отношения на отношения со свекровью, примите в отношениях с ней позицию «родитель», и у Вас сложится понятный Вам обоим контакт. Да, возможно, придется повторять не раз и не два, но наберитесь терпения, ведь Вы защищаете свою территорию.
И помните, чужой жизнью живет тот, у кого нет своей. Ваша свекровь живет одна, у нее нет своих интересов и увлечений, помогите ей их найти, запишите ее на курсы дизайнеров, в танцевальную группу, неважно, купите абонемент в спортзал, в оперный театр. Главное, «рассеять» фокус ее увлечений, в котором пока только Вы и Ваши дети. Возможно, там она встретит новых друзей или спутника жизни, и ваши семьи-«государства» заживут автономно, уважая свои границы и встречаясь по обоюдному желанию и по радостным поводам. Искренне Вам этого желаю.
С уважением, Валерия Токорьян.