Не могу забрать свои вещи у свекрови.

Вопрос психологу:
Добрый день. Сложилась такая ситуация, что я постоянно напоминаю свекрови отдать наши вещи. И это происходит постоянно в разных ситуациях. Живём мы рядом - в соседних квартирах. Вроде как шаговая доступность и забрать вещь не должно составлять труда, но так складывается, что пока мы не проговорим четко " отдайте именно это", оно так и будет у них лежать. А я тревожусь, потому что боюсь обидеть, так как каждый раз приходится ,как бы выпрашивать что-ли. Не хотелось бы чтобы отношения испортились. Но меня это очень напрягает. Я же всегда сразу стараюсь вернуть чужое, забытое или оставленное. Так же отношусь и к своим вещам, мое должно быть дома у меня, на своем месте. Подробнее расскажу, как возникают такие ситуации. При переезде нам пришлось оставить многие вещи у родителей мужа. Постепенно, мы их забирали у них. Теперь, когда у нас ремонт окончен и собрана мебель, мы забрали все остальное. Так вот при раскладывании вещей я обнаружила, что нет детского коврика. И услышала от свекрови, что приходила ее внучка, она его стелила и наш сын с ней играли на этом коврике. Прошла неделя, нам его не возвращают. Я отправила мужа за оставшимися вещами, он пришел без ковра. И пока четко не проговорили, что отдайте коврик об этом никто не вспоминал. Тоже самое происходит, когда я отправляю нашего сына к ним домой. Игрушки нам не возвращаются. Хотя я сто раз повторила, что сын очень любит играть этим набором. Свекровь передала игрушки, но набор оставила у себя. Вот и в очередной раз тоже самое. Привели домой нашего сына и опять не положили все вещи. Надо идти и опять просить. Очень хотелось бы понять, как вести себя при постоянно возникающих ситуациях такого рода? И меня тревожит, что мне сложно прямо каждый раз говорить и просить свои же вещи. Не понимаю, почему для меня это так сложно, что я переживаю, что обижу свекровь.
Автор вопроса: Дарья Возраст: 28

На вопрос отвечает психолог Лелюк Алина Владимировна.
Дарья, здравствуйте!
«Сложилась такая ситуация, что я постоянно напоминаю свекрови отдать наши вещи. И это происходит постоянно в разных ситуациях. Живём мы рядом - в соседних квартирах. Вроде как шаговая доступность и забрать вещь не должно составлять труда, но так складывается, что пока мы не проговорим четко " отдайте именно это", оно так и будет у них лежать» - знаете, некоторые люди воспринимают только конкретику. А просьбы типа: «Отдайте нам наши вещи» или «Не могли бы вы вернуть нам наше» - многими просто не воспринимаются. Возможно, такая же ситуация и с вашей свекровью. Не знаю, сколько лет вашей свекрови, а люди пожилого возраста могут и просто забывать или быть рассеянными. К тому же – не придавать особого значения тем вещам, о которых вы говорите. Вряд ли она специально, чтобы вас позлить, забывает вам отдать то, что нужно. Так ведь?
Есть еще такой момент – когда сам не сильно уверен в том, что просишь – тебя могут просто не слышать. Если внутри есть состояние неудобства у просящего – его просьба в большинстве случаев будет просто проигнорирована.
Поэтому, как вы сами заметили – вашей свекрови нужно говорить конкретно о том, что именно они должны вам отдать или вернуть. Тогда она будет вас слышать и делать то, что вам нужно.
«Очень хотелось бы понять, как вести себя при постоянно возникающих ситуациях такого рода?» - говорить максимально конкретно, что именно вам нужно. Спокойно и уверенно. Это единственный вариант, который гораздо упростит ваши со свекровью отношения. Она будет вам возвращать то, что вам нужно. А вы не будете накапливать недовольство на нее.
«И меня тревожит, что мне сложно прямо каждый раз говорить и просить свои же вещи» - как вариант, ваши переживания могут быть связаны с вашим детством. Возможно, ваша мама или кто-то из близких людей как-то не так реагировали на ваши просьбы. Или вы постоянно слышали какие-то фразы типа: «Просить стыдно», «Чтобы избежать отказа – лучше не просить», «Я сделала то, что ты просила, но в ущерб себе» и т.д. Поэтому для вас сложно именно просить. Чтобы более конкретно разобраться в этом вопросе – лучше все-таки обратиться к психологу. Это будет гораздо эффективнее, чем просто письмо на сайт, где нет возможности задать вам вопрос и услышать ответ.
Предлагаю вам попробовать сделать следующее. Замените слово «просить» на, например, «сказать». То есть – каждый раз, когда свекровь забудет вам что-то отдать и возникнет мысль, что снова нужно просить – поправьте себя и скажите себе мысленно, что нужно сказать о том, чтобы вернули вещи. Ведь если ваши трудности с тем, чтобы попросить свое, тянутся с детства – само слово «попросить» может напрягать. Исключив это слово – вы снимите внутреннее напряжение, и вам будет гораздо проще решать вопрос с вашими вещами.
«Не понимаю, почему для меня это так сложно, что я переживаю, что обижу свекровь» - задайте себе вопросы: «Почему ваша свекровь может на вас обидеться? Что обидного в том, что вы хотите вернуть ваши вещи? Что плохого в том, что вы хотите забрать свое? С какой целью вы забираете свои вещи? Вы хотите задеть или обидеть человека, когда забираете свое? Кто-то на вас обижался в прошлом в подобных ситуациях? Вы на кого-то обижались в подобных ситуациях? Какое отношение свекровь имеет к тем ситуациям? Почему она должна на вас обидеться?». Ответьте на эти вопросы несколько раз и внимательно послушайте свои ответы. А лучше запишите их и потом перечитайте.
Возможно, вы только потому думаете, что свекровь может на вас обидеться, потому что сами не уверены в себе. Из-за внутреннего напряжения и неудобства попросить свое, вы просто сами себя накручиваете. Потому что для вас эта «процедура» сложная и страшная. А страхи способны нарисовать нам множество самых нелепых картинок возможного развития событий. Как только вы начнете спокойно говорить о том, что вам нужно – вы перестанете напрягаться, и соответственно исчезнет страх, что вы можете обидеть свекровь. Главное - не пускайте этот вопрос на самотек. Разберитесь в нем до конца. Чтобы эти моменты не портили вам нервы и жизнь.
С уважением, Лелюк Алина