Старшая внучка ревнует дочь к внуку, что делать?

Вопрос психологу:
У моей дочери, ей 31 год, недавно родился сын. До рождения сына у нее растет дочь, которой 1 год 8 месяцев. С приходом малыша в дом, дочь изменилась. Стала ревновать мать к малышу. Доходит до того, что она требует оставить сына и взять ее на руки. Если не уследила, в момент пользуясь случаем то бьёт малыша, то ещё какие-то причиняет плохие поступки. Например возьмёт одеяло и бросит сыну на лицо, отбирает соску или ещё что. Хоть родители и стараются больше внимания ей уделить и объясняют, что с приходом братика, ее все также сильно любят. Отец возит в развлекательные центры и клубы для малышей, чтоб она с ним отдохнула, в кафе, просто катает на своей машине. Гуляют в парке, идут на детские площадки, чтоб показаться на качелях и т.д. Мама тоже уделяет ей внимание: она почти каждое утро идёт с ней в магазин, чтоб купить ей любимые булочки или что-нибудь вкусное для нее. Но не смотря на это, она заявляет родителям, что пойдёмте гулять втроём(называет всех по именно), а братик пусть дома остаётся. Не знаем как пресечь эти ее поступки. На выходные иногда бабушка забирает к себе с ночёвкой, чтоб ее мама выспалась, она из-за ревности и по ночам стала плохо спать. Сама не спит и своими криками и истерикой не даёт спать сыну тоже. Помогите пожалуйста, в этой ситуации. Посоветуй, как быть и что делать. Уже от нервов стала пить магний В6, но безрезультатно. Сегодня сорвалась и отшлёпала ее по попке, хотя до сих пор никогда ей не причиняла ничего, максимум могла повысить голос, чтоб сделать замечание. Что делать, помогите пожалуйста.
Автор вопроса: Эсмира Возраст: 51

На вопрос отвечает психолог Хорошилова Елена Васильевна.
Здравствуёте, Эсмира! Из Вашего письма я поняла, что те проблемы, которые Вы описываете, возникли в семье Вашей дочери (и это самое важно, чуть позже я объясню).
Для начала немного общей информации. Это довольно частая ситуация, которая случается в семьях, где уже есть дети, и появляется новорожденный. Каждый ребёнок уникален, и общего совета или рецепта не существует. Это как изобретать велосипед. К каждому малышу надо подбирать «ключик». Что сработает с одним ребёночком, может совершенно не сработать с другим. Но для того, чтобы «изобрести велосипед» надо понимать законы, по которым он работает.
Первое, и самое главное, правило – ребёнок никогда ни в чём не виноват. Он не выбирает условия своей жизни. Эти условия предлагают взрослые (смена места жительства, разводы, новые дети и т.д.). Ребёнок, с изменением условий, попадает в новую для него ситуацию и пытается в ней выжить, выдавая ту или иную поведенческую реакцию. А значит, поведение малыша корректируется изменением поведения взрослых. Задача родителей заключается в том, чтобы помочь старшему ребёнку принять новую ситуацию. Помочь ему найти в ней плюсы. Определить свою новую роль и освоиться в ней. «Какая ты молодец, уже сама умеешь мыть ручки!». «Помоги, пожалуйста, принеси …., ты мне очень помогла, как хорошо, что ты у меня есть!». И придумывать такие «фишки», определять какие работают, а какие нет – задача родителей.
Необходимо остерегаться манипуляций «старший – младший». Родителям надо стараться избегать этих понятий. Можно рассуждать так «Как хорошо! Ты уже … умеешь, твой братик – пока не умеет, но он обязательно научится».
Прежде всего - это стабильность: любовь родителей не изменилась, сказка на ночь не отменяется, время с мамой и папой (как раньше), время, когда мама только для него и т.д. Надо смотреть по потребностям малыша.
Важно наличие чётких правил в семье, которые не зависят от настроения взрослых. «Рукоприкладство в нашей семье непозволительно никому!». Это тоже стабильность.
Второе. Дети эгоцентричны. Это значит, что всё, что происходи вокруг ребёнка, он связывает с собой. Родители весёлые – я хороший. Родители ссорятся – я плохой. Появление малыша в семье, девочка может интерпретировать так: «я была плохая, мама взяла нового ребёнка и теперь я для мамы не существую». Этот момент, когда ребёночек маленький, преодолевается через тактильные ощущения, объятия, поглаживания, даже мимолётные прикосновения, когда девочка занята, играет сама. «Мама меня потрогала - значит я есть». В словесной форме: «как хорошо, что ты у нас есть». Улыбка – выражение одобрения.
Третье. Начиная от года и до трёх лет, ведущей деятельностью для ребёнка является общение со значимыми для него людьми (мама, папа, бабушка, дедушка и т.д.). Родители могут подключать бабушек и дедушек, которые готовы поделиться своим временем с ребёнком и удовлетворить его потребность в общении.
Теперь о том, о чём я упомянула вначале и к чему хотела вернуться. Вероятно, когда Вы читали мой ответ, то обратили внимание, что в решении этой проблемы я подчёркивала роль родителей. Но вопрос воспитания детей в семье вашей дочери волнует именно Вас. Если за помощью не обратились родители, то вполне возможно, что они или контролируют ситуацию, или не зашли в тупик в процессе воспитания. Судя по Вашему письму, они понимают, как надо действовать, но просто для стабилизации ситуации должно пройти некоторое время, чтобы все члены семьи освоились в новых ролях. Возможны, конечно, и ошибки, но идеальных родителей нет, и ошибок не избежать. Важно, как к ним относиться.
Своё сообщение Вы пишете не от своего имени, а от имени дочери. В нём Вы называете внука сыном, а внучку – дочерью. И если Вы обратитесь к психологу с этой проблемой, то фокусом работы станет именно Ваше отношение к этой ситуации и степень участия в ней. И вопросы специалиста, скорее всего, будут такие:
- Что именно Вас беспокоит?
- Почему Вас это волнует?
- Какое место Вы отводите себе в семье Вашей дочери? И т.д.
Если, прочитав мой ответ, Вы чувствуете, что осталось много непонятного или - что сами не справитесь, обращайтесь, контакты есть на сайте.
С уважением!
Елена Хорошилова.