Токсичная лежачая бабушка.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, меня зовут Богдан.
С детства у меня была только мама и бабушка(папина линия).
С мамой были натянутые отношение ну а бабушка была тем самым вариантом в котором мне было комфортно.
Шло время, я рос, отношения с бабушкой все больше натягивались, проблема решилась тем что я уехал жить в другой город.
Моя бабушка была очень токсичная, и всегда говорила что у нее есть только я.
Токсичная бабушка это бабушка которая все пытается контролировать ежеминутно, спрятаться не выйдет, даже если засиделся в туалете с телефоном, ежеминутно слышишь слова: «что там можно делать?», «ты там умер?» «тебе плохо?» и тд.
Вся эта предыстория для понятия насколько она любит все контролировать, чем то напоминает кота и закрытыми дверьми (как только открываешь кот уходит, но мяукать будет до последнего).
Сейчас моя бабушка стала лежачей больной, отказали ноги, и случилось это прямо в день нового года.
Я приехал нашел ей няньку даже при всем том что все люди гуляли новый год, думаю понимаете сколько сил этого стоило.
Бабушка капризничает по любому поводу, и ей нянька не нравиться, а именно тем, что ходит по квартире и не сообщает ей куда и зачем, она не отчитывается ей.
Бабушка говорит что все должно быть только как она скажет, что она хозяйка и будет все хорошо контролировать.
Нянька все больше и больше жалуется, попытавшись разобраться я выявил проблему и попросил няньку делать одну вещь как просит бабушка.
Нянька это делает, бабушка была довольная, но бабушке снова нашлось за что прицепиться (нянька после своих обязанностей пошла на кухню пить свое кофе и собиралась идти домой). Моя бабушка очень накричала на нее, человек ко мне звонил его трусило.
Я считаю что это дико неадекватно, но не знаю что с этим делать?
Моей бабушке любая нянька будет не такая, все что ей делают это не так, потому что это делает не она.
Даже если я что то делаю, я постоянно в чем то виноват, я это могу вытерпеть, а наемные няньки скорее нет.
Как быть с такой бабушкой? И что делать дальше я не знаю.
Но из-за нее на нервах и я, и нянька и сама бабушка.
Она не дает спокойно жить никому из нас.
Ухаживать за бабушкой, я не в силах да и она не дается, стесняется.
Переехать к ней или забрать ее к себе нет возможности.
Дома семья, расположить бабушку негде, а терять работу и тащить семью в другой город это тоже не вариант.
Автор вопроса: Богдан Возраст: 27

На вопрос отвечает психолог Цуркан Виктория Николаевна.
Здравствуйте, Богдан.
Стареющие родственники часто вызывают много вопросов и проблем. Нас никто не готовит к старости, никто не рассказывает, какие изменения происходят в психике, в поведении возрастных людей. Мало кто делится удачным опытом, как справиться с трудностями ухода. Большинство людей приходят, мягко говоря, в шок, когда начинают заниматься болеющими или стареющими родственниками.
На самом деле, капризность и агрессия вашей бабушки – это очень частое явление в старости. Связано оно с физиологическими изменениями в теле и мозге. Похоже, вы нашли неподготовленного специалиста по уходу за бабушкой. Иначе, она бы знала, что агрессивные высказывания бабушки не имеют лично к ней никакого отношения. Цель бабушки – получить внимание и яркие переживания любым способом. Бабушке скучно, не хватает общения, эмоциональных впечатлений. Поэтому все, что она делает, в том числе и скандалит, только ради того, чтобы хоть как-то скрасить свою жизнь.
Вам придется поискать более опытного и подготовленного специалиста, который знает, как переключить внимание пожилого человека, как справляться с капризами и агрессией, как занять бабушку, как с ней разговаривать в момент, когда она проявляет не самую лучшие свои качества. Все это давно известно, разработаны рекомендации по уходу.
Вот основное, что необходимо помнить, когда вы ухаживаете за пожилым человеком.
Стареющий человек переходит в категорию зависимого, за него несут ответственность другие люди, как за ребенка - родители. Тот, кто ухаживает, определяет правила, расписание, ограничения, организует досуг.
Вы поменялись с бабушкой ролями. Раньше вы были ребенком, а бабушка – взрослым. Теперь все наоборот. Мнение бабушки важно, но вы теперь знаете лучше, что ей сейчас подойдет, а что навредит. Ваше слово – главное.
Старость – это изменения в теле, идет процесс увядания, поэтому многие процессы могут протекать с искажениями, нарушениями. При этом особенно страдает мозг. Важно обратиться к невропатологу и психиатру, провести обследование, что бы назначить поддерживающую терапию. Лекарства помогают снизить агрессивность, которая может быть следствием болезни, например, деменция, Паркинсон или Альцгеймер. Важно знать состояние здоровья бабушки. Патологические изменения неизбежны. Поэтому обязательно обратитесь к врачу.
Агрессивность также может быть следствием стресса, с которым сталкивается стареющий человек. Его тело с каждым днем теряет свои силы, многие возможности затухают, человек чувствует себя запертым в своем теле, как в тюрьме. Приближение смерти может вызывать много страхов и тревог. Поэтому рекомендации врачей и лекарства, которые снизят хотя бы немного симптомы старения, помогут вашей бабушке лучше справляться с тем, что ей приходиться переживать каждый день.
Не ждите, что контакт с бабушкой будет приносить удовольствие. Готовьтесь, что с каждым днем симптомы увядания будут усиливаться. Такова жизнь. Нас самих ждет нечто подобное через некоторое количество лет. Воспитывайте в себе способность выдерживать капризы и непредсказуемость бабушки.
Когда бабушка будет особенно капризна, будет громко кричать, нападать, говорите себе такие слова: «это болезнь кричит, а не человек», это немного помогает пережить кризисные моменты.
Не вступайте в конфликт. Агрессия у пожилых людей – норма. Им тяжело справляться с жизнью и непослушным телом. Ваше «оружие» - улыбка. Не стоит отвечать на выпады, и агрессия спадет. Если ответил — дело пропало. Нужно уметь менять темы разговора, переключать внимание на что-то нейтральное и интересное.
Не спорьте, потому что будет возникать много ситуаций, где захочется что-то доказать, заставить бабушку почувствовать свою неправоту. Помните, что стареющие люди постепенно превращаются в детей, мозг которых уже не способен адекватно оценивать происходящее, делать верные выводы. Вы потратите время и нервы, а доказать правоту все равно не удастся. Вы останетесь с опустошением и виной – не самые лучшие переживания.
Не стоит пытаться бабушку изменить, как это делала она с вами в детстве. Исключите психологическое и эмоциональное насилие. Будьте доброжелательны, но строги. Не стоит навязывать бабушке то, что ей не нравится, если это не касается жизни и здоровья. Например, настаивать на полезных занятиях или чтении. Нравиться смотреть телевизор – пусть смотрит, только исключите рекламу и новости.
Учитесь сострадать, но не жалеть. Жалея человека, мы ничем не можем ему помочь. А сострадание может быть разным, в том числе циничным и деятельным. Нужно провести процедуры, а бабушка против – ну, что ж, собираемся с духом и выполняем необходимое.
Не вините себя. Что бы ни происходило, как бы вы не старались, все равно будет казаться, что сделали мало, недостаточно. Самое главное – это обеспечить жилье, еду и уход за телом. Если вы это организовали, вы уже сделали много. Помните, что старость – это время для того, что бы человек осмыслил свою жизнь, подвел итоги, упорядочил свой внутренний мир. А для этого необходимы покой и возможность погрузиться в себя.
Когда мы молоды, у нас очень много впечатлений, а с возрастом их становится все меньше. Важно найти то, что отвлечет бабушку от невеселого образа жизни. Постарайтесь найти для нее посильные дела. Преподнесите это под видом важности для внуков, для вас. Это может быть сортировка старых журналов, вырезание картинок, оформление альбома с фотографиями, распускание старых вязанных вещей, нарезание лоскутков из ткани для шитья, плетение. Включите свое воображение.
Могут помочь такие занятия: прослушивание музыки, разгадывание кроссвордов, виртуальное посещение музеев, выставок, концертов, спектаклей, просмотр интересных телепередач, посильные физические упражнения, выращивание цветов, уход за домашними животными.
Если вы не найдете хорошего специалиста по уходу за бабушкой, можно рассмотреть вариант помещения в пансионат для пенсионеров, оформить на постоянное или временное пребывание в таком учреждении. В таких пансионатах следят за самочувствием каждого постояльца, оказывают необходимую медицинскую и психологическую помощь.
Вот такие мои размышления по поводу вашей ситуации, Богдан. Надеюсь, они будут вам полезны. Верю, что вы справитесь. Успехов вам!